onsdag 16. mai 2018

Природа человека .



Природа  человека  ни  добрая,  ни  злая:  это природа  Будды.

Дзэнские  учителя  считают всех живых существ наделенны­ми  природой  Будды.  Термин  «природа  Будды», как считает большинство буддистов, означает скрытую не­  развитую  природу,  которая  позволяет  своему  обладателю достичь  просветления,  если  он сможет развить и  реализовать  её.   Поэтому человек, согласно дзэн,  обладает и не доброй, и не злой природой в  относи­тельном  смысле,  как  принято  обычно  считать,  а недвойственной  природой  Будды.
Хороший человек (в обыденном смысле)  отличается от плохого  (в обыденном смысле) не врожденной природой Будды, а тем,  насколько он познал ее через свои поступки. Хотя все  люди и наделены в равной мере этой природой, разные стадии ее развития не позволяют им в одинаковой сте­пени  проявлять  её. Природу Будды можно сравнить с  солнцем, а индивидуальный ум — с небом .    Просвет­лённый  ум — это небо в ясную погоду, когда ничто не когда ничто не мешает солнечному сиянию; невежественный ум — это небо в облачный день, когда солнце еле светит; а злой ум — это небо в бурю, когда кажется, что солнца нет вовсе.  Повседневный опыт доказывает, что грабитель или  убийца  может быть  хорошим  отцом  или любящим  мужем.  Когда он дома, он честный человек. Солнце природы Будды светит в стенах его дома, но  вне этих стен его окружает темнота кровавых преступлений.­
 Чтобы   показать, что человеческая природа превосходит двой­ственность хорошего  и  плохого,  автор Аватамсака  сутры  заявляет:  «Все  существа  наделены  мудростью и  добродетелью  Татхагаты».  Цзун-ми  Гуй-фэн говорит :
 «Все  живые  существа  обладают  истинным  духом первоначального  просветления.   Он  неизменен  и  чист. Он  вечно  ясен  и  незамутнен,  сознателен. Его  также называют природой Будды, или Татхагатагарбхой».
Просветленное  сознание,  или  природа  Будды,   — это ум ума и созна­ние сознания,  Вселенский  дух,  пробудившийся  в отдельном  уме , осознающем  братство  всех  существ  во вселенной и единство всех форм жизни. Это настоящее «я», руководящий принцип, изначальное лицо1 (  природа )  человека,  как  его называют в дзэн.  Истинное  «я» крепко  спит под порогом сознания  обыденных людей; каждому  из  них  свойственно  рассматривать  жалкую индивидуальность как свое  «я»  и стремиться к интересам  этого  «я»  даже  в  ущерб  интересам других.  Таков «маленький человек» мира: его «я» сведено до минимума.  Он  счастлив  или  несчастен  в  зависимости  от того,  счастлива или несчастна семья,  и ради нее он  готов пожертвовать  интересами  других  семей.  Более просветленные люди  через любовь  и  сострадание  отождествляют  свои «я»  со всем  своим  племенем или страной   и  считают подъем  или  упадок  своего  племени  или страны  своими  собственными.  Они  охотно  жертвуют жизнью,  если  это  нужно,  ради  своего  племени  или  страны. Когда  же  человек  полностью  просветлен,  он  может  осознать  единство  всех живых существ.  Такой человек готов  проявить  милосердие  и  оказать  помощь  всем.  Это  «величайшие люди»  на земле,  поскольку их «я» простирается   до самых огромных пределов.

Согласно  представлению  о  природе  Будды,  переход  добра  в  зло  и  зла  в  добро  объясняется  вовсе  не  ее,  природы, изменением, но всего лишь уменьшением или  увеличением  ее  проявленности.  Поэтому,  сколь  бы сильно человек ни деградировал в моральном плане, он может подняться  на  высочайший  этический  уровень, расширив свое  «я»,  и  в то  же  время  сколь  бы  ни  был человек  развит  морально,  он  может  опуститься  до уровня скота,  сузив  свое  «я».  Будешь ты  ангелом  или  дьяволом  —  зависит  от  степени  просветления  и свободного  выбора.  Вот  почему так  бесконечно  многообразно и  добро,  и  зло.  Вот  почему  чем  выше  человек поднимается на гору просветления, тем более широкая перспектива  морали  открывается  его  взору.
  Пробудить  природу  Будды  —  значит ­слиться  сознанием  со  Вселенским  духом.




Нукария К.
                "Религия  самураев. Исследование  дзэн-буддийской  философии и  практики  в  Китае  и  Японии"












Нукария К.


Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar