søndag 20. februar 2022

Как излечить болезни ума. Аюрведа.


Как излечить болезни ума


Аюрведа.
Саттвичные методы терапии опираются на такие саттвичные качества, как любовь, мир и ненасилие. Саттва преобладает тогда, когда мы молчаливы, умиротворены, удовлетворены или естественным образом погружены в медитацию.
Для излечения ума существует множество различных видов медицинских и целительских методов. Чтобы правильным образом извлечь из них пользу и избежать возможных побочных эффектов, мы должны понимать, каковы их подходы к лечению, и в каком случае они будут полезны. В данном случает нам прекрасно помогает аюрведа, показывая, как эти методы лечения соотносятся с тремя гунами. Она наделяет нас глубоким пониманием процесса излечения и показывает, к чему вероятнее всего он приведет.
Саттвичные методы терапии опираются на такие саттвичные качества, как любовь, мир и ненасилие. Раджасичные методы работают при помощи раджасичных качеств: стимулирования, активизации и возбуждения. Тамасичные методы используют в работе такие тамасичные качества, как успокоение, сон и заземление. По большей части аюрведические методы лечения саттвичны; раджасичные и тамасичные методы используются только в особых обстоятельствах.
Саттвичное лечение опирается на природу, жизненную силу и силу вселенского разума, оно использует такие средства, как травы, вегетарианская диета, мантры и медитации. Иногда раджас может быть полезным в процессе лечения. Раджас помогает разбить тамас, тогда как саттва, будучи состоянием гармонии, не всегда может это сделать. Зачастую, чтобы вернуться к саттве, бывает необходимо перейти от тамаса к раджасу. Например, нужно стимулированием или с помощью шока пробудить человека, чтобы он открыл подавляемую им боль. В процессе лечения тамас редко бывает полезным, за исключением тех случаев, когда требуется успокоить чрезмерный раджас. Например, человек страдает истерией; в этом состоянии избытка раджаса ему может помочь обладающее сильными седативными свойствами растение, или лекарство, то есть тамасичное средство. В подобном случае саттва будет слишком мягкой, чтобы успокоить раджас.
Аюрведическая психология направлена на то, чтобы переместить ум от тамаса к раджасу и в конце концов — к саттве. Это означает переход от невежественной и телесно-ориентированной жизни (тамас) к жизни энергичной и полной самовыражения (раджас), и, наконец, — к жизни умиротворенной и просветленной (саттва).
Три стадии исцеления ума
1. Отказ от тамаса, развитие раджаса. Переход от психологической инертности к целеустремленным действиям.
2. Успокоение раджаса, развитие саттвы. Переход от целеустремленных действий к бескорыстному служению.
3. Совершенствование саттвы. Переход от бескорыстного служения к медитации.
Несомненно важно знать, какая стадия подойдет человеку. Человеку в тамасичных условиях необходима направленная вовне деятельность, чтобы разбить его инертность, его или ее просто нет смысла просить сидеть тихо и медитировать. В таких случаях необходимы раджасичные (активные) методы, а саттвичных (пассивных) методов может быть недостаточно. Такому человеку нужно общение и работа с другими людьми. Однако человеку в раджасичных условиях требуется снижение активности и погружение сознания внутрь (развитие саттвы). Тем не менее, это следует делать постепенно, потому что раджас не утихает в один миг. Человека надо подводить к медитации при помощи практических методов: йогических поз,мантр или визуализаций. Человек в саттвичных условиях нуждается не в обычном психологическом лечении, а в духовных практиках, он легко может войти в медитацию без особой внешней поддержки.
Как бы то ни было, эти три стадии — не просто разные уровни. В уме каждого из нас присутствуют и тамасичные, и раджасичные, и саттвичные факторы. В какой-то степени мы нуждаемся в каждом из этих трех процессов. В некоторые моменты наш ум тамасичен — например, утром сразу после пробуждения или во время послеполуденного отдыха. Тамас преобладает всякий раз, когда наш ум в унынии, или же когда мы эмоционально подавлены. Раджас преобладает тогда, когда мы возбуждены, обеспокоены, активны или общительны — например, когда мы напряженно работаем с людьми или над проектами. Саттвапреобладает тогда, когда мы молчаливы, умиротворены, удовлетворены или естественным образом погружены в медитацию.
Точно так же мы не должны судить других людей «по одежке», когда в них доминирует только одна гуна. Даже у духовно развитого человека бывают тамасичные моменты или периоды в жизни, когда он или она могут сделать что-либо, заслуживающее сожаления. Так же и у духовно неразвитых людей бывают саттвичные моменты в жизни, когда они могут сделать что-то вдохновенное, благородное или доброе. Глядя на себя, мы должны постараться увидеть в своем характере и поведении все эти три фактора и пытаться развивать свои саттвичные стороны.
Этап 1. Отказ от тамаса / Переход от тамаса к раджасу — исцеление себя
Для этого перехода необходим огонь. Мы должны пробудиться, действовать и начать меняться. Необходимо высвободить глубоко укоренившиеся структуры привязанности, стагнации и депрессии. Мы должны осознать свои страдания и учиться у них, взглянуть в лицо своей боли, в том числе той, которую игнорировали и подавляли в течение многих лет. Необходимо новое чувство себя и того, что мы должны сделать. Действие (раджас) — это признак, присущий не только уму, он вовлекает внешние аспекты нашей жизни. Мы должны порвать с прошлым, внести в свою жизнь новые энергии, возможно, поменять работу или усовершенствовать отношения, или переехать на новое место.
Этап 2. Успокоение раджаса / Переход от раджаса к саттве — исцеление человечества
Такой переход требует пространства. Мы должны отказаться от своей боли и от своих личных поисков, отпустить личные страдания и скорби. Эгоистические побуждения и мотивации должны капитулировать перед лицом общего блага. Мы должны деперсонифицировать свои проблемы и стремиться к тому, чтобы понять состояние всего человечества и боль других людей. Оставив позади свои личные проблемы, мы должны взять на себя проблемы человечества, открыться к страданиям других людей как к своим собственным. Мы должны понять, что жизнь дает нам страдание, чтобы помочь нам духовно расти. Это этап служения и благотворительности.
Этап 3. Развитие чистой саттвы — вселенское умиротворение
Чтобы осуществить этот переход, мы должны развить в себе такие вселенские энергии как любовь и осознанность. Мы должны научиться выходить за пределы ограничений человеческого состояния в нашу высшую духовную природу. Нашей преобладающей силой должен стать внутренний покой. Мы должны теперь стремиться развивать свою радость, а не преодолевать свою боль. Теперь нам следует сосредоточиться не на своих личных или коллективных проблемах, а на развитии общения с великой вселенной и божественных силах, действующих в ней. На этом этапе мы переходим от человеческого аспекта нашего бытия к универсальному, становимся открытыми ко всей жизни. Это этап духовной практики. Он находится за пределами любого обычного лечения, это работа над исцелением наших отношений с Богом и самими собой.
Дэвид Фроули (Пандит Вамадева)

Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar