Лекция востоковеда Александра Мещерякова .
В Японии существует культ гор; испокон веков в горы отправлялись в паломничество, набраться божественных сил, обрести озарение.
В Японии существует культ гор; испокон веков в горы отправлялись в паломничество, набраться божественных сил, обрести озарение.
Однако на гору Фудзи (самую известную теперь) поднимались мало. Дело в том, что японская культура формировалась в районе Киото и более прославлены были горы Кумано, находящиеся рядом, — не такие высокие и величественные, как Фудзияма.
Когда же европейцы увидели Фудзи, они признали ее самой красивой горой в мире, ведь она представляет собой почти правильный усеченный конус (тогда как в Японии понятия об усеченном конусе не было и приписывать красоту этой фигуре японцам не приходило в голову). Во второй половине XIX века похвала европейцев значила очень много. До этого японцы поднимались в горы с религиозными целями, они смотрели на небо, и их не волновал собственно вид с горы, а под влиянием европейцев этот ракурс начинает проявляться и в японской культуре; они стали забираться в горы не только чтобы молиться, но и чтобы улучшать здоровье.
Фудзи, с которой открываются великолепные виды на реки, поля и озера, постепенно становится элементом государственной идеологии; поэты начинают писать о ней стихи, дети — петь песенки, в эпоху милитаризма Фудзи становится чуть ли не центром мира.
При этом гора, которая связана в традиционной культуре с женским началом (поскольку оттуда вытекают все реки), во время милитаризма начинает позиционироваться как нечто мощное, символ твердости и стойкости, но не доброты и мягкости, присущей женскому началу. Когда же Япония проиграла Вторую мировую войну, в новых учебниках стали писать, что гора Фудзи является символом новой демократической Японии.