Прибежище (буддизм)
Прибежище — формула клятвенного обета в буддизме, произносимая при посвящении монахами и монахинями, а также мирянами, желающими приобщиться к учению Будды. Принять Прибежище — значит присоединиться к Сангхе
(общине буддистов). Принятие Прибежища в буддизме — это ритуал,
совершаемый при вступлении в буддийскую общину. Этот ритуал — аналог
произнесения исповедальной формулы в теистических религиях —
произнесение формулы, в которой в качестве прибежища признается Триратна (санскр.: «триратна», пали: «тиратна» — «три сокровища»): Будда,
его учение (дхарма) и община (сангха). Для принятие Прибежища для того,
кто решил посвятить свою жизнь исследованию буддийской дхармы, стать
последователем буддизма, может быть достаточно произнести формулу
принятия Прибежища в присутствии трёх монахов или даже мирян-буддистов,
либо, если поблизости нет исповедующих буддизм, неофит может принять
Дхарму (учение Будды) самостоятельно, например — перед статуей Будды или
даже без оной. Принятие Прибежища — инициатический (посвятительный)
акт, значение которого очень важно в буддизме.
Процесс принятия Прибежища заключается в трёхкратном повторении общеизвестной формулы:
Я ищу Прибежища в Будде.
Я ищу Прибежища в Дхарме.
Я ищу Прибежища в Сангхе.
О Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины!
и является моментом приёма в сангху — в братство исповедующих буддизм (Дхарму Будды). Формула эта зафиксирована в Кхуддака-никае — одном из разделов буддийского канона, записанного около 100 г. до н. э. на языке пали и, как верят буддисты, представляющие слова самого Будды. В Ваджраяне (тантрическом буддизме) к описанной формуле добавляется ещё один член: «Я прихожу к Гуру как к Прибежищу».
Ещё одной особенностью Ваджраяны является дополнение традиционных Трех Прибежищ понятием «внутренних Прибежищ», иначе именуемых «тремя корнями»: учитель (гуру), божество созерцания (йидам) и защитники Учения, зачастую заменяющими собой изначальную формулу.
Перед принятием Прибежища человек должен быть ознакомлен с основами буддизма. Предполагается, что принявший Прибежище знаком с основами буддизма, и будет соблюдать пять простых обетов мирского последователя буддизма (упасаки):
— Не убивать.
— Не воровать.
— Не допускать неправильного сексуального поведения (АДЮЛЬТЕ́Р - cупружеская измена, неверность и др.)
— Не допускать проступков в речи (не клеветать, не злословить и т. д.)
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar