Будди́зм (санскр. buddha dhamma, «Учение Просветлённого», ) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании». Буддизм — древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.
История буддизма.
Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи
Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на
любимой девушке, которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание,
послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем
страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость,
болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого
нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это
потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно
покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти
смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой —
просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение,
которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных
истинах.
В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета.
Основы учения.
После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни
пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их
привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу,
являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей
изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану)
и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она
есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с
помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.
Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом,
и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать
его учение необходимо только посредством проверки через собственный
опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко
мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его:
нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же
проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности,
принимайте его!»
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал
множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи
буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие
деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в
разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»
Четыре Благородные Истины:
1.Существует дуккха
(«всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный перевод в духе
христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают:
неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх,
глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту».
2.У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я».
3. Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины)
4. Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване)
- учение о причинно-зависимом происхождении и карме,
- доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),
- доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
- буддийская космология.
- Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения.
- Доктор философских наук В. Г. Лысенко выделяет другой список основных элементов учения, которые являются общими для всех школ:
- история жизни Шакьямуни,
- признание кармы и перерождений (сансара),
- Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,
- доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения.
- Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям.
- В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане)провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно которой
- 1.Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (данный поворот связан с учением Хинаяны);
- 2.Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (данный поворот связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака, считавшей сутры праджня-парамиты окончательными, а сутры третьего поворота лишь промежуточными.
- 3. Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание» (данный поворот, который сутра характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара).
- Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности.
- Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);
- Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости,
так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей.
Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины.
Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще).
Наиболее важной драгоценностью буддийские учителя считают Дхарму. - После принятия прибежища мирянину также рекомендовалось соблюдать пять буддийских заповедей (панча шила) : воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения.
Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда»:
- неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно двенадцатичленной формулы бытия, «корнем сансары»;
- страсти и эгоистические желания;
- гнев и нетерпимость.
- В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
Бесконечный процесс перерождений, в ходе которого индивид испытывает
страдания, возможно прекратить с достижением нирваны — «состояния покоя,
блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом».
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar