mandag 2. mars 2020

Сэнгай Гибон — японский буддийский монах школы Риндзай и художник.


 Сэнгай «Круг, треугольник и квадрат»




Сэнгай Гибон (яп. 仙厓義梵, род. 1750 г. — ум. 1837 г.) — японский буддийский монах школы Риндзай и художник.

Жизнь и творчество

Сэнгай провёл половину своей жизни в Нагате близ Иокогамы, после чего удалился в монастырь Сёфуку-дзи в Фукуоке, первый японский дзэн-монастырь. Здесь он оставался до конца своих дней. Сэнгай получил известность благодаря своим полным парадоксов сочинениям, а также писанным тушью картинам (техника гохуа, в Японии известная как суми-ё). Так как учение риндзай было особо сложным для понимания непосвящённых, монах в своих писаниях старался по возможности облегчить это и объяснить сложные моменты.
 Наиболее известной картиной работы Сэнгая
является полотно «Круг, треугольник и квадрат». Оно имеет несколько подтекстов. Так, в Японии эти изображения рассматривают как «правильно», «наполовину правильно» и «неправильно» соответственно. Кроме этого, знаки олицетворяют собой стихии: круг — воду, треугольник — огонь, четырёхугольник — землю. Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, познакомивший западный мир с творчеством Сэнгая и переведший многие его сочинения на английский язык, обозначил эту картину как «Универсум»
.

Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёфуку-дзи. Первый дзэнский монастырь в Японии, Сёфуку-дзи 聖福寺, был основан последователем школы Риндзай Мёаном Эйсаем в 1195 году в г. Хаката, вошедшем впоследствии в состав города Фукуока. О том, что этот монастырь первый, свидетельствует надпись на стеле, приписываемая императору Го-Тоба (1180 – 1239): « Самый первый Дзэн-храм Страны Восходящего Солнца». Правда, существует мнение, что первым был храм Гёон-дзи, о котором мало что известно
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Предлагаемая серия заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка. После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн), его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото). Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867) (яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а «счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп. дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных наставников случалась она нечасто. Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций, свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из «неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом монастырской практики. В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй. Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477), когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов, спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светским и всё более вульгарным. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно переоценить. Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253), вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление. Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли представители более низких сословий за пределами крупных городов. Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей социальной нише.
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Предлагаемая серия заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка. После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн), его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото). Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867) (яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а «счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп. дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных наставников случалась она нечасто. Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций, свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из «неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом монастырской практики. В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй. Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477), когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов, спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светским и всё более вульгарным. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно переоценить. Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253), вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление. Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли представители более низких сословий за пределами крупных городов. Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей социальной нише.
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Предлагаемая серия заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка. После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн), его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото). Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867) (яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а «счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп. дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных наставников случалась она нечасто. Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций, свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из «неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом монастырской практики. В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй. Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477), когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов, спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светским и всё более вульгарным. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно переоценить. Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253), вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление. Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли представители более низких сословий за пределами крупных городов. Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей социальной нише.
(Подробнее на: Форум Аримойя)

Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar