Сэнгай «Круг, треугольник и квадрат»
Сэнгай Гибон (яп. 仙厓義梵, род. 1750 г. — ум. 1837 г.) — японский буддийский монах школы Риндзай и художник.
Жизнь и творчество
Сэнгай провёл половину своей жизни в Нагате близ Иокогамы, после чего удалился в монастырь Сёфуку-дзи в Фукуоке, первый японский дзэн-монастырь. Здесь он оставался до конца своих дней. Сэнгай получил известность благодаря своим полным парадоксов сочинениям, а также писанным тушью картинам (техника гохуа, в Японии известная как суми-ё). Так как учение риндзай было особо сложным для понимания непосвящённых, монах в своих писаниях старался по возможности облегчить это и объяснить сложные моменты.Наиболее известной картиной работы Сэнгая
является полотно «Круг, треугольник и квадрат». Оно имеет несколько подтекстов. Так, в Японии эти изображения рассматривают как «правильно», «наполовину правильно» и «неправильно» соответственно. Кроме этого, знаки олицетворяют собой стихии: круг — воду, треугольник — огонь, четырёхугольник — землю. Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, познакомивший западный мир с творчеством Сэнгая и переведший многие его сочинения на английский язык, обозначил эту картину как «Универсум»
.
Сады дзэнских
монастырей. Монастырь Сёфуку-дзи.
Первый дзэнский монастырь в Японии, Сёфуку-дзи 聖福寺, был основан
последователем школы Риндзай Мёаном Эйсаем в 1195 году в г. Хаката,
вошедшем впоследствии в состав города Фукуока. О том, что этот монастырь
первый, свидетельствует надпись на стеле, приписываемая императору
Го-Тоба (1180 – 1239): « Самый первый Дзэн-храм Страны Восходящего
Солнца». Правда, существует мнение, что первым был храм Гёон-дзи, о
котором мало что известно
(Подробнее на: Форум Аримойя)
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Предлагаемая серия
заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже
не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему
садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является
достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой
организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять
складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих
садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка.
После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн),
его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы
Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото).
Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867)
(яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах
Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и
посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат
школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого
не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма
специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам
психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на
грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а
«счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп.
дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных
наставников случалась она нечасто.
Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие
поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн
всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только
сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения
Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же
название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций,
свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из
«неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом
монастырской практики.
В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой
властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные
монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять
гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в
Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных
традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан
бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские
источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия
и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке
того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии
сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к
возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй.
Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477),
когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов,
спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светским и всё
более вульгарным. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах
появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние
на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно
переоценить.
Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым
проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253),
вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления
в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей
регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была
тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению
Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление.
Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но
практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось
по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли
представители более низких сословий за пределами крупных городов.
Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей
социальной нише.
(Подробнее на: Форум Аримойя)
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Предлагаемая серия
заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже
не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему
садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является
достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой
организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять
складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих
садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка.
После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн),
его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы
Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото).
Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867)
(яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах
Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и
посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат
школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого
не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма
специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам
психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на
грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а
«счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп.
дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных
наставников случалась она нечасто.
Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие
поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн
всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только
сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения
Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же
название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций,
свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из
«неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом
монастырской практики.
В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой
властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные
монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять
гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в
Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных
традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан
бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские
источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия
и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке
того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии
сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к
возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй.
Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477),
когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов,
спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светским и всё
более вульгарным. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах
появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние
на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно
переоценить.
Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым
проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253),
вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления
в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей
регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была
тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению
Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление.
Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но
практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось
по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли
представители более низких сословий за пределами крупных городов.
Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей
социальной нише.
(Подробнее на: Форум Аримойя)
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Предлагаемая серия
заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже
не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему
садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является
достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой
организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять
складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих
садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка.
После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн),
его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы
Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото).
Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867)
(яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах
Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и
посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат
школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого
не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма
специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам
психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на
грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а
«счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп.
дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных
наставников случалась она нечасто.
Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие
поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн
всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только
сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения
Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же
название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций,
свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из
«неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом
монастырской практики.
В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой
властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные
монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять
гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в
Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных
традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан
бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские
источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия
и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке
того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии
сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к
возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй.
Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477),
когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов,
спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светским и всё
более вульгарным. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах
появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние
на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно
переоценить.
Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым
проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253),
вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления
в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей
регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была
тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению
Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление.
Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но
практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось
по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли
представители более низких сословий за пределами крупных городов.
Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей
социальной нише.
(Подробнее на: Форум Аримойя)
(Подробнее на: Форум Аримойя)
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar