tirsdag 28. april 2020

Ламрим («этапы пути») – форма руководства к ступеням Пути к полному Пробуждению в соответствии с учением Будды.


Ламрим («этапы пути») – текстуальная форма руководства к ступеням Пути к полному Пробуждению в соответствии с учением Будды, распространённая среди тибетских буддистов. В истории тибетского буддизма было много различных версий ламрим, представленных различными учителями школ ньингма, кагью и гелуг.
 Однако все версии ламрим представляют собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на Пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей.

 Ати́ша Дипанка́ра Шриджня́на  (9821054) — индийский буддийский мыслитель и проповедник, восстанавливавший буддизм в Тибете после гонений царя Лангдармы; основатель школы Кадам тибетского буддизма.



История. 


Когда Атиша, создатель ламрима, прибыл в Тибет из Индии, 
к нему обратились с просьбой о полном и общедоступном изложении учения, 
чтобы устранить ошибочные воззрения, в особенности возникавшие из очевидных противоречий в сутрах и в комментариях к ним. Исходя из этой просьбы, он стал преподавать учение в том виде, который стал известен тибетцам, как ламрим.
 
Передача учения Атишей позднее стала известна в Тибете как традиция кадам.
Монах школы кадам по имени Гампопа, ученик знаменитого йогина Миларепы, преподавал ламрим своим последователям как путь постепенного духовного развития. Его описание ламрима, в русском переводе известное как «Драгоценное украшение Освобождения», по сей день изучается в различных школах тибетского буддизма, принадлежащих к традиции кагью.

Цонкапа, основатель школы гелуг, в рамках которой передаётся основанное Атишей учение кадам, создал свой шедевр по ламрим: Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (ламрим-ченмо),  который содержит примерно 1000 страниц и базируется на первоисточниках. Существует также сокращённый вариант текста Цонкапы по ламрим из 200 страниц и краткий вариант (ламрим-дудон), который ежедневно декламируется последователями гелуг и состоит из 10 страниц.

 Чже Цонка́па ( 13571419) — тибетский религиозный деятель, философ и проповедник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма и основатель школы гелуг, впоследствии ставшей в Тибете наиболее многочисленной, и игравшей важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.


Предыдущие жизни.
 Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Дже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Суматикирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа. 
 В литературе школы Гелуг имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник». 



Философия.


Исходный пункт ламрима состоит в классификации практикующих буддистов с выделением трёх типов в зависимости от особенностей их религиозной мотивации. В данной классификации игнорируются личности, чьи мотивы вращаются вокруг устраивания благополучия этой жизни. Минимальное требование для духовной практики имплицитно устанавливается на уровне стремления индивида к обретению благоприятного перерождения.
Атиша в «Светоче на пути к Пробуждению» (стих 2) написал, что необходимо выделять три типа личности:
  1. низшие личности;
  2. средние личности;
  3. высшие личности.
Низшие личности ищут счастья в пределах сансары; ими движет забота о следующей жизни (после смерти).
Средние личности ищут обретение покоя для самих себя путём отказа от мирских удовольствий. Они приняли твёрдое решение выйти из сансары на пути пратьекабудд и шравакабудд   
в соответствии с учением Хинаяны
 Высшие личности устремлены к Пробуждению ради избавления от страданий всех существ. Это путь самьяксамбудд 
в соответствии с учением Махаяны.

 Атиша. Светоч на пути к Пробуждению


Чжэ Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения.

Чже Цонкапа. Краткие основы практики постепенного Пути Пробуждения.

 

 

1 kommentar:

  1. Развитие буддизма в Тибете

    Буддизм впервые появился в Тибете в VII веке. Это стало возможным благодаря странствующим индийским йогинам, которые были приглашены тибетскими правителями. С течением времени тибетский буддизм организовался в различные школы, или, другими словами, линии передачи учения. Самая ранняя из них – школа ньингма – почитает Падмасамбхаву и следует системе практики дзогчен. Школа сакья возникла благодаря усилиям тибетского переводчика Дрогми (992–1072), который специально ездил в Индию и Непал, чтобы изучать «Хеваджра-тантру» у мастера Шантипы. Учения махамудры, которые передавал Гампопа, появились в Тибете благодаря линии передачи, идущей от индийского махасиддха Наропы и его тибетского ученика Марпы (1012–1096). Эти учения легли в основу школы кагью, в которой потом появилась линия кармап. XI век привёл в Тибет мастера Атишу, чьи этические реформы, поэтапные техники медитации и ранние практики тренировки ума распространились во всех школах тибетского буддизма. Учения Атиши и его последователей оказались особенно полезными для Цонкапы – величайшего тибетского учёного, жившего в XIV–XV веках. На основе наследия Цонкапы образовалась школа гелуг, которая в XVII веке под руководством Далай-ламы окончательно укрепила свою политическую власть в Тибете.

    SvarSlett