lørdag 23. mai 2020

Индийские истоки дзэн и теории происхождения дзэн.





Индийские истоки дзэн и теории происхождения дзэн.

 Духовная передача традиции дзэн восходит к Будде Шакьямуни, поэтому в традиции он считается первым индийским патриархом. Вторым патриархом считается Махакашьяпа,  которому Будда передал состояние пробуждения в цветке лотоса  без каких-либо слов и текстов, тем самым основав традицию дзэн в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды.  Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.
Тит Нат Хан

В научном мире существуют две точки зрения относительно происхождения дзэн. Сторонники первой точки зрения утверждают, что чань-дзэн имеет махаянские или домахаянские истоки и происходит из школ мадхьямика и йогачара. В данных школах существовало учение о том, что существует способ постижения «истинного бытия» без использования «слов и текстов», а при помощи одного лишь «мистического созерцания-медитации» или дхьяны.
 
Сторонники второй точки зрения считают, что чань-дзэн имеет очень значительное отношение к китайскому буддизму и китайской культуре, хотя и происходит от махаяны. Исследователи указывают, что чаньские принципы и понятия имеют свои аналоги в махаяне. Например, дзэнское стремление не опираться на слова аналогично «махаянистскому антидискурсу». Тем самым исследователи подтверждают тезис о том, что дзэн является школой махаяны, и рассматривают дзэн как «движение за „практическую“ махаяну». Также значительная часть исследователей из сторонников второй точки зрения считает, что чань в значительной степени обязан своему происхождению взаимовлиянию даосизма и буддизма. Некоторая часть исследователей также считает, что чань можно считать развитием даосизма, вобравшего в себя родственные элементы буддизма: «Если буддизм отец, то даосизм мать этого ребёнка. Но нельзя отрицать, что этот ребёнок больше походит на мать, нежели на отца».

 Кашьяпа или Махакашьяпа 
в буддизме — один из десяти великих учеников Будды, архат, руководитель Первого буддийского собора. Подобно двум главным ученикам Будды Шарипутре и Маудгальяяне происходил из касты брахманов и вёл жизнь обычного домохозяина. Однажды, когда Кашьяпа пахал поле, он увидел, как птицы пожирали червяков за его плугом. Узнав, что вина за гибель этих живых существ останется на нём, Кашьяпа и его жена приняли решение отказаться от мирской жизни и принять аскезу. Махакашьяпа стал одним из самых уважаемых учеников Будды и его непосредственным духовным наследником. Его часто изображают вместе с Анандой, стоящими слева и справа от Будды.

 Махакашьяпа, улыбающийся цветку лотоса. 

Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar