Пери́од
Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии,
время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу
сёгуном в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава
Ёсинобу в 1868 году.
Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.
В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом.
В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).
Произошло
смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие)
на торговые дома (купеческое сословие). По сути, страна совершила
переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение
сёгуната характеризовалось политическими и экономическими, а не военными
причинами. Одновременно с падением сёгуната Токугава произошло падение
самой идеи сёгуната.
Культура периода Эдо
Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII—XIX века. В течение второй половины XVII — начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру времён доминирования Киото и Осаки принято называть культурой Гэнроку, а культуру периода Эдо — культурой Кассэй. Оба названия происходят от названий соответствующих девизов правления Императоров.
Культура Гэнроку характеризовалась появлением иллюстрированных рассказов укиё-дзоси, описывающих повседневную жизнь горожан. Танец кабуки трансформировался в театральное искусство. Кукольный театр нингё-дзёрури обогатился лирическими пьесами драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё. В изобразительном искусстве активно работали художники школ Римпа, Кано и Тоса. Одновременно появился новый жанр гравюр укиё-э, основоположником которого стал Хисикава Моронобу. Также имело место развитие точных и естественных наук, таких как математика и агрономия.
В 1617 году
сёгунат принял предложение Сёдзи Дзинъэмона, владельца борделя; был
принят закон, запрещающий строить публичные дома вне специально
огороженных кварталов кэйсэй-мати (яп. 傾城町?, кварталы куртизанок). В
1750 году в квартале Ёсивара появляются первые гейши.
Кроме
правительственных школ для самураев действовали общественные тэракоя для
простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и
основы конфуцианства. Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к
японской истории, чему способствовало издание «неофициальной истории
Японии» Рая Санъё.
Ссылки
ЭДО // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3
Категория:
Период Эдо
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar