Тханиссаро Бхиккху
Практика медитации при столкновении с болью, болезнью и смертью
Перевод с английского: А.В. Рожков
Редактор русского текста: Т.Л. Кузьмина
Редактор русского текста: Т.Л. Кузьмина
Тема моего выступления сегодня – это роль,
которую медитация может
сыграть при столкновении с болью, болезнью и смертью, –
неприятная, но важная тема. Грустно, что лишь когда человек
оказывается лицом к лицу со смертельной болезнью, начинает он
задумываться об этих вопросах, и часто это уже слишком поздно для
того, чтобы подготовиться полностью. Хотя сегодняшняя конференция
и
посвящена тому, что современная медицина может предложить для
борьбы
со СПИДом, не следует впадать в благодушие. Даже если СПИД или его
осложнения не доберутся до вас, что-нибудь еще сделает это, так
что следует
быть готовым и развивать навыки, которые непременно понадобятся,
когда медицина – восточная ли, западная ли или еще какая –
уже не сможет помочь, и вы останетесь сами по себе. Мой опыт
показывает, что единственный способ развить необходимые навыки –
это тренировать свой ум. В то же время, если вы ухаживаете за
кем-то,
кто умирает от неизлечимой болезни, медитация может предложить вам
наилучший способ восстановить ваши собственные духовные и
эмоциональные силы, чтобы и в самую тяжелую минуту вы могли
продолжать исполнять свое дело.
Много
разной информации появлялось в СМИ – в книгах, газетах,
журналах, на телевидении – о роли медитации при лечении
телесных заболеваний и эмоционального истощения. Как это обычно и
происходит в тех случаях, когда тема попадает СМИ «на зубок»,
журналисты одновременно и преувеличивают, и преуменьшают то, что
есть
медитация и чем она может вам помочь. Это типично для журналистов.
Слушать их – все равно, что слушать продавца подержанных машин.
Ему даже не обязательно самому уметь водить машину или уметь за
ней
ухаживать. Его единственная задача – напирать на ее сильные
стороны в той мере, которая позволит ему заполучить максимальное
количество ваших денежек. Но если вы собираетесь сесть за руль
этой
машины, то вам понадобится руководство по ее эксплуатации. Так вот
что я собираюсь предоставить вам сегодня: руководство по
медитации,
которое поможет вам даже тогда, когда все прочие варианты
исчерпаны.
У
меня есть существенный собственный опыт в этой области. За год до
того, как я вернулся из Таиланда, я заболел малярией. Малярия
совершенно не похожа на СПИД. Тем не менее каждый год во всем мире
от
малярии умирает людей больше, чем от любой другой болезни, и это
несмотря на прошедшую в 60-х массированную кампанию под эгидой ВОЗ
по
борьбе с этим заболеванием. Огромные запасы хлорохина были
переданы
сельским жителям в странах третьего мира. Для борьбы с комарами
болота и дома опрыскивались смертельными количествами ДДТ. Но с
тех
пор появились новые штаммы малярийного паразита, против которых
западная медицина бессильна, комары стали устойчивы к ДДТ, и рост
смертности от малярии снова на подъеме. Помните об этом, полагаясь
на
то, что Государственный институт здоровья или Институт Солка
придумают способ лечения или вакцину от СПИДа.
Мне
повезло. Как вы видите, я выжил, но только после того, как
обратился
за помощью к традиционной медицине, когда самые лучшие способы
лечения, предлагаемые специалистами по тропическим заболеваниям,
не
помогли. В то же время, пока я был болен, медитация, которую я
практиковал в течение нескольких лет, предшествовавших недугу,
помогала мне переносить сильнейшие приступы боли и дезориентации.
Именно это и убедило меня в действенности медитативных техник в
подобных случаях.
Кроме
моего собственного опыта, я познакомился с многими медитаторами и
здесь, и в Таиланде, которые страдают раком или другой серьезной
болезнью, и от них я узнал, как медитация помогает им переносить и
болезнь, и лечение, которое иногда хуже самой болезни. В своем
выступлении я буду также опираться и на их опыт.
Но
вначале я бы хотел, чтобы мы все помедитировали несколько минут
для
того, чтобы вы сами почувствовали, о чем идет речь, а также и для
того, чтобы у вас был небольшой собственный опыт, на основе
которого
можно строить дальнейшую практику медитации.
Метод,
которому я вас сейчас научу, называется медитация дыхания. Дыхание
как тема для медитации хорошо тем, что оно подходит человеку любых
религиозных убеждений. Как говорил мой учитель, дыхание не
принадлежит буддизму, или христианству, или еще кому-то. Оно –
общая собственность, так что все могут медитировать о дыхании. В
то
же время из всех тем для медитации эта, пожалуй, наиболее
благотворна
для тела, ибо, когда мы имеем дело с дыханием, мы обращаемся не
только с воздухом, входящим и выходящим из легких, но также с
всевозможными ощущениями энергии, проходящими через наше тело при
каждом вздохе. Если вы научитесь воспринимать эти ощущения и
позволите им течь легко и беспрепятственно, вашему телу станет
легче
функционировать, а ваш разум получит способ управляться с болью.
Давайте
же помедитируем несколько минут. Сядьте удобно, прямо, устойчиво.
Вам
необязательно сидеть прямо, как солдат. Лишь постарайтесь не
наклоняться вперед или назад, влево или вправо. Закройте глаза и
скажите себе: «Пусть я буду по-настоящему счастлив и свободен
от страданий.» Это может звучать как странный, даже
эгоистичный, способ начинать медитацию, однако есть несколько
основательных причин делать это именно так. Первое. Если вы
неспособны желать счастья себе самому, никоим образом вы не
сможете
искренне желать счастья другим. Некоторые люди должны постоянно
напоминать себе о том, что они заслуживают счастья (мы все
заслуживаем его), но если мы не верим в это, мы будем постоянно
наказывать вначале себя, а затем и других разнообразными методами,
как изощренными, так и не очень.
Второе.
Необходимо задуматься о том, что такое истинное счастье и где его
можно найти. Несложно понять, что мы не найдем счастья в прошлом
или
в будущем. Прошлое уже прошло, а наши воспоминания о нем
ненадежны.
Будущее – полная неопределенность. Так что настоящее –
единственное место, где можно найти счастье. Но даже здесь нужно
знать, где искать. Если вы попробуете основать ваше счастье на
объектах, подверженных изменениям, – зрительных образах,
звуках, прочих ощущениях, людях и внешних вещах, – вы заранее
обрекаете себя на разочарование. Это как строить дом на краю
обрыва,
где до этого уже были неоднократные оползни. Так что истинное
счастье
может быть обнаружено только внутри. Медитация, таким образом, это
как охота за кладом: мы ищем цельное и неизменное сокровище в
нашем
сознании, нечто неподвластное даже смерти.
Для
поисков нам нужны соответствующие инструменты. Наш первый
инструмент
– это то, что мы делаем прямо сейчас: развиваем
доброжелательность по отношению к самому себе. Второй –
распространение этой доброжелательности на все живые существа.
Скажите себе: «Пусть все живые существа, не важно, кто они, не
важно, что они мне сделали в прошлом, – пусть они все тоже
будут по-настоящему счастливы.» Если вы не будете
культивировать в себе эту мысль, а вместо этого принесете с собой
в
медитацию недоброжелательство и недовольство, то это
недоброжелательство и это недовольство будут тем единственным, что
вы
сможете увидеть, заглянув внутрь себя.
Как
только вы очистите свой разум таким образом и отложите внешние
проблемы в сторону, вы готовы сфокусировать ваше внимание на
дыхании.
Направьте внимание на физическое ощущение дыхания. Сделайте
несколько
длинных вдохов и длинных выдохов, сфокусировавшись на какой-нибудь
точке тела, где ощущение дыхания особенно заметно, и где сознание
легко и комфортно фокусируется. Таким местом может быть нос,
грудь,
живот, любая другая точка тела. Остановите внимание на этой точке,
почувствуйте, как ощущается в ней ваше дыхание, вдохи и выдохи. Не
форсируйте дыхание, и не позволяйте вашему вниманию налегать на
него
слишком сильно. Пусть дыхание течет естественно, вы же следите за
тем, как оно ощущается. Наслаждайтесь дыханием, как если бы это
было
особенно утонченное наслаждение, которое хотелось бы продлить.
Если
ваш ум отвлечется на посторонние предметы, просто верните его
назад.
Не расстраивайтесь. Если он отвлечется 10 раз, верните его назад
10
раз, если 100 раз – верните его 100 раз. Покажите ему, что вы
настроены серьезно, и через какое-то время он послушается.
Если
хотите, поэкспериментируйте с разными типами дыхания. Если долгие
вдохи-выдохи наиболее удобны, дышите так. Если нет, измените тип
дыхания на более удобный и успокаивающий. Можно попробовать
короткие
вдохи-выдохи, долгие вдохи-выдохи, быстрое дыхание, медленное
дыхание, глубокое дыхание, поверхностное дыхание – что более
удобно в данный момент…
Как
только дыхание стало ощущаться комфортно в избранной точке тела,
сдвиньте фокус внимания в другую часть тела и следите за дыханием
там. Начните, сфокусировавшись на области несколько ниже пупка.
Дышите, обращая внимание на ощущения, возникающие в этом месте.
Если
вы не чувствуете в нем никакого движения, просто осознавайте это
обстоятельство. Если движение есть – обратите внимание на
свойства этого движения: может быть, дыхание ощущается
неравномерно,
или присутствует напряжение, зажатость. Если есть напряжение,
подумайте о его расслаблении. Если оно неровное, подумайте о
сглаживании его. Теперь сдвиньте внимание вправо – в правый
нижний участок живота – и повторите процедуру… Потом в
левый нижний участок… Потом к пупку… направо…
налево… солнечное сплетение… направо… налево…
середина груди… направо… налево… основание
горла… направо… налево… середина головы…
(на каждую точку уйдет несколько минут)
Если
бы вы медитировали дома, вы могли бы продолжить процесс через все
ваше тело – через голову вниз по спине, по рукам и ногам до
кончиков пальцев на руках и ногах – но поскольку наше время
ограничено, я попрошу вас вернуть ваше внимание на какую-нибудь
точку
из тех, что мы с вами сейчас посетили. Пусть ваше внимание
почувствует себя в ней комфортно, а затем пусть внимание
распространится на все тело, от головы до кончиков пальцев, так,
как
будто вы паук, сидящий в середине паутины: он сидит в одной точке,
но
чувствует всю паутину. Поддерживайте ваше сознание в таком
состоянии
– вам придется поработать над этим, ибо сознание имеет
тенденцию сжимать осознаваемую область до одной точки, – и
думайте о дыхании, входящем и выходящем из всего тела, из каждой
поры. Пусть ваше внимание остается в таком состоянии какое-то
время –
вам никуда не надо бежать, ни о чем другом не надо думать… А
теперь аккуратно выйдите из медитации.
После
моего доклада у меня будет время ответить на вопросы, а сейчас я
бы
хотел вернуться к проблеме, уже затронутой мной: в какой мере
расхожее мнение преувеличивает и преуменьшает способность
медитации
помочь перед лицом болезни и смерти. Это важно, ибо лишь когда вы
имеете должное представление о свойствах вашего инструмента,
только
тогда вы сможете его использовать наиболее точно и с максимальной
пользой. Я хочу разделить эту тему на две части: что такое
медитация,
и что она может сделать для вас.
Первое.
Что такое медитация. Распространенные концепции сильно суживают
ответ
на этот вопрос. Книги о медитации для больных обычно освещают лишь
две стороны вопроса, словно это все, что может предложить
медитация.
Указанные стороны – это расслабление и визуализация. Верно, что
эти два аспекта составляют начальные стадии медитации; вы,
наверное,
почувствовали расслабление от только что прошедшей медитации и,
возможно, использовали визуализацию, когда представляли, как ваше
дыхание проходит через все ваше тело, но на этом дело не
кончается.
Величайшие медитаторы в истории человечества достигли гораздо
большего, чем просто приобрели развитый навык расслабления.
Медитация,
как целостный процесс, состоит из трех ступеней. Первая – это
осознанное расслабление1,
цель которой – научить разум чувствовать себя комфортно в
настоящем, ибо лишь когда удобно ему находиться в настоящем,
только
тогда он может успокоиться и оставаться в настоящем. Самое
главное
слово в этом описании – «осознанное». Вам надо
полностью осознавать, что вы делаете, сфокусирован ли ваш ум на
объекте медитации или он пытается погрузиться в сон. Если вы
лишь
расслабляетесь и позволяете своему уму дрейфовать, куда ему
заблагорассудится, это не медитация, и на таком фундаменте
ничего не
построить. Если же вы, напротив, сохраняете свое внимание в то
время,
как ваш ум успокаивается и устраивается в настоящем, ваша
практика
выходит на следующий уровень.
По
мере того, как ум все более глубоко сосредотачивается на
настоящем,
растет его сила. Вы чувствуете, как будто разбросанные фрагменты
вашего внимания – беспокойство о том, память об этом, ожидание
и т. д. – собираются вместе и ум приобретает целостность и
объединенность. От этого ум начинает чувствовать мощь. Развиваясь,
ощущение цельности все более прочно проникает во все ваши занятия,
не
важно, медитируете ли вы в данный конкретный момент или нет. С
этого
места ваша медитативная практика переходит на третий уровень.
Ваш
ум все более и более концентрируется на сохранении этого состояния
целостности, вы чувствуете и понимаете все лучше и лучше те
обстоятельства, которые могут разрушить такое состояние. Вначале
вы
замечаете, что, если вы делаете что-то разрушительное по отношению
к
себе или другим, цельность ума пропадает. После вы видите, что
возникновение таких чувств, как алчность, похоть, злоба,
заблуждение
и страх, выбивает его из равновесия. Вы начинаете замечать способы
уменьшить власть этих эмоций над разумом вплоть до того момента,
когда ваша сосредоточенность становится столь сильна, что уже не
разрушается ни ими, ни еще чем-то, и вы становитесь свободны от
них.
Как
я покажу через минуту, именно эти высшие стадии медитации наиболее
полезны. Если вы медитируете только для расслабления, это
действенно
лишь против тех аспектов вашей болезни, которые порождены
стрессом.
Однако при СПИДе дело не ограничивается одним стрессом, телесным
или
ментальным, так что если вы ограничите себя релаксацией и
визуализацией, вы недополучите многое из того, что может
предложить
вам практика медитации.
Теперь
мы подошли к вопросу о том, что может медитация предложить вам в
тот
момент, когда вы сталкиваетесь с серьезной болезнью и смертью.
Расхожие представления об этой области, усилиями средств массовой
информации, одновременно и преувеличивают, и преуменьшают
возможности
медитации. С одной стороны, в некоторых книгах написано, что все
ваши
болезни – следствие состояния вашего ума и вам всего-то надо
отрегулировать ваше сознание, как вы выздоровеете. Однажды молодая
женщина, лет двадцати четырех, с диагнозом рака легкого, пришла ко
мне в монастырь и спросила у меня, что я думаю про эти книги. Я
сказал ей, что в некоторых случаях болезнь действительно имеет
корни
в ментальной области, тогда медитация может излечить, но
существуют
ситуации, в которых болезнь происходит от физических причин, и
никакое количество медитации не заставит болезнь отступить. Если
вы
верите в карму, то вы можете сказать, что некоторые болезни
проистекают от текущей кармы – от состояния вашего ума в
настоящий момент, а другие происходят от прошлой кармы. Когда мы
имеем дело с болезнью, созданной текущей кармой, возможно,
медитация
способна помочь. Если болезнь есть следствие прошлой кармы, то
самое
большее, на что вы можете рассчитывать, это то, что медитация
поможет
вам жить с болезнью и болью, не страдая от них.
В
то же время, если вы говорите больным людям, что они страдают
потому,
что их сознание в беспорядке, и что лишь они одни ответственны за
наведение порядка, необходимого для выздоровления, то вы
водружаете
на их плечи чрезвычайно тяжелое бремя, и как раз в тот момент,
когда
больные чувствуют себя слабыми, несчастными, беспомощными и
покинутыми. Когда я дошел до этого места, женщина улыбнулась и
сказала, что она согласна со мной. Как только ей диагностировали
рак,
ее друзья выдали ей кипы книг о том, как победить болезнь усилием
воли. Она сказала, что ей хотелось сжечь все эти книги и она бы
сделала это, если бы видела в этом хоть какую-нибудь пользу. Я
знаю
многих людей, кто верит, что состояние их здоровья является
индикатором состояния их сознания. Подобная точка зрения хороша,
пока
чувствуешь себя хорошо. Но как только человек, придерживающийся
такого мнения, заболевает, он начинает думать, что медитировал
неправильно, и от этого «срывается в штопор».
Нужно
четко понять: цель медитации – найти счастье и благополучие
внутри своего сознания, вне зависимости от тела и прочих внешних
факторов. Ваша цель – найти нечто надежное внутри себя, на что
вы можете положиться безотносительно к тому, что происходит с
телом.
Если так случится, что медитация излечит вас, это замечательно, и
было много случаев, когда медитация производила удивительный
эффект
на тело. У моего учителя была ученица, женщина лет пятидесяти, у
которой пятнадцать лет назад обнаружили рак. Врачи утверждали, что
она проживет не более нескольких месяцев, однако при помощи
медитации она жива до сих пор. Она медитировала на такую тему:
«Хотя
мое тело больно, но мое сознание болеть не обязано». Несколько
лет назад я пришел к ней в больницу на следующий день после того,
как
ей удалили почку. Собранная и с ясным умом, она сидела в постели
так,
словно ничего не произошло. Я спросил, много ли боли. Она
ответила,
что боль есть 24 часа в сутки, но она не позволяет боли совершать
набеги на ее разум. Более того, эта женщина воспринимала свою
болезнь
гораздо лучше ее мужа, который, не будучи медитатором, столь
сильно
переживал возможность потерять свою жену, что сам заболел, и жене
пришлось за ним ухаживать.
Однако
невозможно дать гарантии, что все пройдет именно так, и вам не
стоит
нацеливаться лишь на физическое выживание, ибо, как я уже говорил,
если вас не убьет одно, так убьет что-то другое, и вы не
находитесь в
безопасности до тех пор, пока внутри вашего сознания вы не нашли
сокровище, неподвластное смерти. Помните, что ваше самое ценное
богатство – это ваш ум. Если вы умеете поддерживать его в
хорошем состоянии вне зависимости от того, что происходит вокруг
вас,
тогда вам нечего бояться, поскольку ваше тело не переживет вашу
смерть, но ваш ум продлится и после нее.
Поэтому,
исследуя, что медитация может сделать для вас, следует
сфокусироваться на том, как она может помочь поддерживать
спокойствие
ума перед лицом боли, старости, болезни и смерти, т.к. рано или
поздно эти проблемы все равно встанут на вашем пути. Более того,
эти
проблемы – нормальная часть жизни, хотя мы и рассматриваем их
как аномалии. Нас учат, что вечная юность, здоровье и красота
принадлежат нам по праву рождения. Когда же они предают нас, мы
чувствуем, что произошла какая-то ужасная ошибка и что кто-то в
этом
виновен – или мы сами, или другие. Хотя на самом деле тут нет
ничьей вины. Как только мы родились, старости, болезней и смерти
не
избежать. И лишь когда мы согласимся с их неизбежностью, только
тогда
мы сможем применить к ним разумный подход, который бы позволил нам
не
страдать от них. Посмотрите вокруг себя. Именно люди, пытающиеся
отрицать факт собственного старения – с помощью физических
упражнений, диет, пластической хирургии, косметики и т.д., –
именно они страдают от старения больше всех. То же самое верно для
болезней и смерти.
Теперь
я бы хотел рассказать, как использовать медитацию, чтобы встретить
лицом к лицу старение, болезни, боль и смерть и выйти за их
пределы.
Первое – боль. Когда она приходит, необходимо начать с того,
что признать ее присутствие. Это уже важный шаг, ибо большинство
людей, почувствовав боль, пытаются отказать ей в праве на
существование. Они думают, что они смогут избежать встречи с
болью,
отпихивая ее от себя, но это все равно что пытаться избежать
налоговых выплат, выбрасывая в мусор налоговую декларацию:
возможно,
вначале вам сойдет это с рук, но потом компетентные органы поймут,
что происходит, и ваша ситуация будет даже хуже, чем изначально.
Поэтому, чтобы выйти за пределы боли, нужно первым делом понять
боль,
познакомиться с нею, а это означает выдержать ее. Однако медитация
может предложить способ отделить себя от боли, так что, хоть боль
и
присутствует в теле, вы не страдаете от нее.
Первое.
Если вы овладели техникой сосредоточения сознания на дыхании и
умеете настраивать ваше дыхание так, что оно комфортно, то вы
обнаружите, что можете выбирать, на какой части тела сфокусировать
ваше внимание. Если хотите, можете фокусировать его на вашей боли,
но
на ранних стадиях медитации лучше сконцентрироваться на тех частях
тела, которые чувствуют себя хорошо. Пусть боль распоряжается
другой
частью тела. Вы не собираетесь выселять ее, но и не собираетесь
съезжаться с ней. Отнеситесь к ней как к природному феномену, как
к
явлению, происходящему в настоящий момент, но не обязательно
происходящему с вами.
Другой
метод – это дыхание через боль. Если вы научились воспринимать
ощущения, возникающие в теле при каждом вдохе-выдохе, вы заметите,
что вы выстраиваете вокруг боли оболочку напряжений и зажатостей.
Внутри этой оболочки энергия не протекает свободно. Хотя эти
напряжения – попытка избежать боли, приводят они к тому, что
боль усиливается. Вместо этого нужно представить, как дыхание
свободно течет прямо через боль, растворяя зажатость в болезненной
области. В большинстве случаев вы обнаружите, что боль заметно
ослабевает. К примеру, когда я был болен малярией, я использовал
этот
прием, чтобы растворить множество зажатостей, образовывавшихся в
районе головы и плеч. Иногда напряжение было столь велико, что я
едва
дышал. В такие минуты я представлял, что дыхание входит в тело
через
все нервные узлы в моем теле – в середине груди, в горле, в
центре лба и т.д. – и напряжение уходило. Некоторые люди,
однако, чувствуют, что дыхание через боль увеличивает боль. Это
знак
того, что они неправильно концентрируются. Решение этой проблемы –
сконцентрироваться на противоположной стороне тела. Другими
словами,
если болит правая сторона – сфокусируйтесь на левой, болит
левая – на правой. Если боль спереди, сфокусируйтесь на задней
части. Если болит голова – буквально – сфокусируйтесь на
руках и ногах. (Этот прием работает особенно хорошо при мигренях.
Например, при мигрени в правой стороне, сконцентрируйтесь на
ощущении
дыхания в левой стороне, от шеи и вниз.)
По
мере того, как вы будете достигать все более глубоких уровней
концентрации, вы сможете начать анализировать боль. На первом шаге
она разделяется на физическую и ментальную компоненты. Различите
собственно физическую боль и сопровождающую ментальную боль.
Последняя проявляется в виде мыслей о том, что вы подвергаетесь
наказанию, справедливому или нет, в виде страха еще более сильной
боли, в виде страха приближающегося конца и т.д. Напомните себе,
что
вы не обязаны принимать сторону этих мыслей. Если ваш разум
собирается думать эти мысли, вы не обязаны следовать за ними.
Когда
вы прекратите питать их, через какое-то время они потихоньку
начнут
уходить. Это точно разговаривать с безумцем: если вы вступаете с
ним
в диалог, через какое-то время вы и сами начинаете сходить с ума,
но
стоит лишь воздержаться от разговора, не мешая идиоту болтать, он
уйдет и оставит вас в покое. То же произойдет и с ментальным
мусором
в голове.
По
мере того, как вы избавляетесь от ментального убранства вокруг
вашей
боли, включая представления о том, что это «ваша боль» и
что «страдаете от боли именно вы», то обнаруживается, что
вы видите лишь что-то вроде бирки «Это – боль, она
находится здесь». Когда этот рубеж пройден, то происходит
прорыв в вашей медитативной практике. Например, можно заметить,
как
эта бирка возникает и пропадает. Как только она появляется, боль
усиливается, когда она пропадает, боль стихает. Тогда постарайтесь
понять, что тело, боль и ваше внимание – это три различные
вещи, как три веревочки, связанные одним узлом, и этот узел вы
развязали. После того, как вы сможете сделать это, вы обнаружите,
что
нет такой боли, какую бы вы не могли перенести.
Медитация
может также помочь научиться жить с осознанием того факта, что
ваше
тело больно. Для некоторых людей принять это – самая трудная
часть их болезни. Но когда вы построили надежный фундамент для
своего
разума, он станет прочным основанием вашего счастья и вы сможете
смотреть на вашу болезнь с гораздо большей степенью
невозмутимости.
Следует помнить, что болезнь не является несправедливостью по
отношению к нам. Это нормальная часть жизни. Я уже говорил, что
болезнь – норма, это вот здоровье – чудо. Вероятность
того, что все множество сложнейших систем нашего организма
работает
должным образом, невероятно мала, так что стоит ли удивляться,
когда
что-то начинает ломаться.
Многие
больные, страдающие СПИДом или раком, жалуются, что самое тяжелое
для
них – это ощущение утраты контроля над телом. Однако, как
только вы обретаете контроль над вашим разумом, вы начинаете
понимать, что тот контроль, который вы якобы имели над телом, не
более чем иллюзия. Тело никогда не заключало с вами контракт,
обязуясь выполнять ваши желания. На самом деле, вы в него
«вселились», заставили его есть, ходить, говорить и т.д.
и решили, что вы – главный. Но даже тогда ваше тело не
подчинялось вам полностью: оно хотело есть, испражнялось,
мочилось,
пускало газы, спотыкалось, ушибалось, получало травмы, болело,
старело. Если вы задумаетесь о людях, которые считают, что
контролируют свое тело лучше всех, как, например, культуристы, то
поймете, что они-то как раз полностью порабощены: каждый день им
надо
есть огромное количество еды, которого хватило бы, чтобы
прокормить
десять сомалийцев, они часами перемещают металлические
конструкции,
растрачивая свою энергию на занятия, которые никуда не ведут. Если
же
они остановятся, их тела моментально сдуются, словно надувные
шарики.
Так
вот, важная функция медитации заключается в том, что предоставляя
в
ваше распоряжение смотровую площадку, с которой жизнь открывается
в
ее истинных цветах, она предохраняет вас от ощущения угрозы или
удивления в тот момент, когда тело заявит о своей независимости.
Даже
когда мозг начинает барахлить, человек, развивший с помощью
медитации
осознанность, может осознавать этот факт и не привязываться к этой
части своего тела. Один из учеников моего учителя перенес операцию
на
сердце, во время которой была перерезана одна из артерий,
подходящих
к мозгу. После операции он заметил, что его мозг не работает
правильно и что дефект мозга воздействует на его восприятие
действительности. Например, он мог подумать, что он сказал что-то
своей жене, и расстраивался, что она игнорирует его, в то время
как
на самом деле он ничего жене не говорил, а лишь подумал о том,
чтобы
заговорить с ней. Когда он понял, что происходит, он смог собрать
достаточно осознанности для того, чтобы, сохраняя спокойствие,
просто наблюдать за работой своего мозга, напоминая себе, что это
лишь не совсем правильно функционирующий инструмент, и не
переживая,
когда дела идут не так, как хочется. Постепенно он смог вернуться
к
нормальному использованию своего мозга. Он сказал мне, что было
очень
интересно наблюдать работу мозга, как правильную, так и
неправильную,
и понять, что мозг и разум – две разные вещи.
Наконец,
мы подошли к теме смерти. Как я сказал ранее, важная стадия
медитации
– когда вы обнаруживаете внутри разума осознающее ядро, которое
не умирает со смертью тела. Если вы смогли дойти до этой стадии в
медитации, то смерть перестает быть проблемой. Даже если вы не
достигли ее, вы можете подготовиться к своей смерти так, чтобы
умереть квалифицированно, а не беспорядочно, как умирает
большинство
людей.
Когда
придет смерть, в вашу голову полезут мысли всех сортов: сожаления
о
делах, вами не сделанных, о делах, вами сделанных, воспоминания о
людях, вами любимых, которых вы теперь должны покинуть. Меня
однажды
чуть не убило током, и, хотя люди, видевшие происходившее,
говорили,
что прошло лишь несколько секунд до того, как электричество
выключилось, мне показалось, что прошло целых пять минут. Много
разных мыслей пришло мне в голову, начиная с мысли о том, что я
сейчас умру из-за собственной глупости. Затем я собрался и решил,
что
если пришло время уходить, то следует сделать это должным образом,
так что я не позволил своему разуму цепляться за сожаление и тому
подобные переживания, затопившие его. Я уже действовал верным
образом, когда вдруг электрический ток прекратился.
Если
вы не практиковали медитацию, опыт такого рода может быть
ошеломляющим, и разум ухватится за то, что ему подвернется, и
унесется в непредвиденном направлении. Если же вы медитируете,
учитесь не цепляться за свои мысли или распознавать, за какие
мысли
держаться, а какие отпустить, вы сможете управлять ситуацией, не
поддаваясь соблазну подчиниться одному из низкопробных ментальных
состояний. Если сила вашей концентрации велика, это будет
наивысшей
проверкой развитого вами навыка. Если вы чувствуете боль, можете
попытаться проверить, что исчезнет раньше – боль или ядро
вашего сознания. Я вас заверяю, боль пропадет первой, ибо
осознающее
ядро неподвластно смерти.
Сухой
остаток от вышесказанного таков: пока вы живы, медитация сможет
улучшить качество вашей жизни, так что вы сможете смотреть на боль
и
недуг с невозмутимостью и учиться у них. Когда же придет время
уходить, когда у докторов в бессилии опустятся руки, навык,
приобретенный вами в медитации, будет единственным, что вас не
покинет. Он поможет вам умереть искусно. Хотя нам и не нравится
думать об этом, смерть неизбежна, так что стоит учиться смотреть
ей в
глаза. Помните, что хорошо встреченная смерть есть верный признак
хорошо прожитой жизни.
До
сих пор мои ремарки ограничивались лишь проблемами людей, больных
СПИДом и другими смертельными заболеваниями, и не касались проблем
тех, кто ухаживает за ними. Тем не менее вы уже должны были
подметить
несколько полезных идей. Медитация предлагает для вас место отдыха
и
восстановления. С ее помощью вы приобретете беспристрастность,
необходимую для того, чтобы увидеть свою роль в верном ракурсе.
Когда
больному становится хуже или он умирает, это не признак неудачи
того,
кто ухаживает за таким больным. Ваш долг – сделать что в ваших
силах для улучшения качества его жизни, пока больной жив. Когда же
приходит время больному уходить, ваш долг – помочь улучшить
качество его смерти.
Один
старый человек, медитировавший долгие годы, однажды пришел
попрощаться с моим учителем, так как врачи определили у этого
человека запущенный случай рака. Он собирался вернуться домой и
умереть, но мой учитель предложил ему остаться и умереть в
монастыре.
Пойди он домой, он слышал бы только брань племянников и племянниц,
ссорящихся из-за наследства, и это бы негативно сказалось на
состоянии его ума. Так что мы устроили его в монастыре, и его
дочь,
тоже медитатор, ухаживала за ним. Вскоре системы его тела стали
ломаться, и иногда казалось, что боль захлестывает его, поэтому я
велел его дочери шептать ему на ухо наставления по медитации и
произносить возле его кровати его любимые буддистские сутры. Это
успокаивало его, и, когда он умер, а это произошло ночью, в два
часа
после полуночи, он выглядел спокойным и все осознающим. Его дочь
сказала мне на следующее утро, что она не чувствовала печали или
сожаления, поскольку выполнила все от нее зависящее, чтобы сделать
смерть как можно более гладким переходом для своего отца.
В
ситуации, когда и ухаживающий, и больной – медитаторы, проблемы
для обоих существенно уменьшаются, и смерть пациента не убивает
способность ухаживающего помочь кому-то еще.
На
этом я хотел бы поставить точку. Боюсь, что некоторым из вас мои
ремарки покажутся слишком пессимистичными, однако моя цель –
помочь вам взглянуть на вашу ситуацию ясным взором, не важно, сами
ли
вы больны или заботитесь о ком-то еще, кто болен. Если вы прячете
голову в песок при встрече с болью и недугом, ваши страдания лишь
умножаются, поскольку вы отказываетесь подготовить себя к их
приходу.
Только когда вы хорошо их видите, четко понимаете, что важно, а
что –
нет и крепко держитесь своих приоритетов, только тогда вы можете
возвыситься над болью и болезнью.
Многие
люди обнаруживают, что лишь диагноз смертельной болезни дает им
силу
впервые здраво взглянуть на жизнь, понять, что надо ставить во
главу
угла. Уже одно это может радикально улучшить качество их жизни –
жалко лишь, что для этого им потребовалось, чтобы обстоятельства
стали столь серьезными. Но в какой бы ситуации вы ни находились, я
вас прошу сделать все возможное для улучшения состояния вашего
разума, ибо, когда все другое покинет вас, это останется. Если вы
не
вкладывали силы в развитие своего сознания, вы ничего и не
получите
от него. Если же вы тренировали его и заботились о нем, он вернет
вам
стократ. И, надеюсь, я смог продемонстрировать, что медитация
может
много предложить: это способ, с помощью которого вы можете
укрепить
состояние вашего ума и помочь ему выйти за пределы всего того, что
с
ним может случиться.
Благодарю Вас за внимание.
Тханиссаро Бхиккху (Джеффри ДеГрафф)
Лесной монастырь Метта (Metta Forest Monastery)
Valley Center, CA 92082-1409
Лесной монастырь Метта (Metta Forest Monastery)
Valley Center, CA 92082-1409
https://dhamma.ru
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/painhelp.html
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar