Природа ума
Поскольку исцеление, по сути, берёт своё
начало в нашем сознании, а не в физическом теле, важно понимать, что
собой представляет природа нашего ума. Внутренняя, сущностная природа
нашего ума чиста. Под этим подразумевается то, что изъяны нашего ума —
всевозможные тревожащие мысли и иные препятствующие факторы — не
являются её неотъемлемой частью. Все пороки ума, такие как эгоцентризм,
неведение, гнев, привязанность, чувство вины и прочие тревожащие мысли,
по определению — явления непостоянные, временные и преходящие. Поскольку
причина всех страданий — тревожащие мысли и иные изъяны — явления
временные, временным будет и их результат — наши страдания.
Также ум наш лишён истинного самобытия —
пуст и не существует сам по себе. Это качество ума, известное как
природа будды, даёт нам возможность полностью освободиться от всех
страданий, включая болезни, а также от причин этих страданий и обрести
любое счастье, которого мы только пожелаем, включая непревзойдённое
блаженство полного просветления. Поскольку ум наш обладает подобным
потенциалом, у нас нет причин падать духом и терять надежду. Никто из
нас не обречён испытывать проблемы бесконечно. Всем нам дарована
удивительная свобода развивать, трансформировать собственное сознание
так, как нам заблагорассудится. Необходимо лишь определить верный способ
работы с потенциалом нашего ума.
Наши тело и сознание — два отличных друг
от друга феномена. Сознание описывается как «ясное и воспринимающее
объекты». Подобно отражениям, возникающим в зеркале, объекты ясно
отображаются в нашем сознании, которое способно их распознавать. Тело
состоит из материи — сознание нематериально, лишено цвета и формы. Тогда
как наше тело с наступлением смерти ожидает распад, поток сознания
продолжает воплощаться, переходя из одной жизни в другую. Как на
Востоке, так и на Западе довольно часто можно слы - шать о людях,
помнящих свои прошлые рождения и способных предвидеть жизни грядущие, не
только свои собственные, но и других людей. Одни обладают этим даром от
рождения, другие развивают его посредством медитации. Некоторые люди
способны вспомнить про - шлые жизни, имевшие место сотни и даже тысячи
лет тому назад. Когда лама Еше, долгие годы бывший моим духовным
наставником, посетил египетские пирамиды, он вспомнил, что жил в этой
местности в одном из своих прошлых воплощений.
Хотя на сегодняшний день большинство
людей по- прежнему не верят в то, что прошлые и будущие жизни
существуют, никому пока ещё не удалось убедительно доказать обратное. В
то же время многие люди уже осознали, что прошлые жизни действительно
существуют, поскольку они совершенно ясно их помнят, подобно тому, как
мы помним то, что делали накануне. Они постигли для себя истинность
теории реинкарнации, так как их сознание обладает способностью
воспринимать прошлые и грядущие рождения.
Знание глубинной природы своего ума
гораздо более важный и обширный вопрос, нежели знание природы внешних
предметов и явлений. И до тех пор, пока мы не постигнем природу ума, у
нас нет никаких шансов верно понять относительную и абсолютную природу
прочих феноменов. Даже в мирских терминах лишь через понимание ума мы
способны в точности описать и постичь то, каким именно образом
существуют внешние явления.
В общем и целом познание собственного
ума — практический путь к решению наших проблем. Сначала нам необходимо
определить, в чём именно кроется корень наших проблем, поскольку только
тогда у нас появится возможность избавиться от них и быть уверенными,
что в будущем нам не предстоит встретиться с ними вновь. Для нас также
важно осознать весь спектр наших проблем, ведь, если мы способны увидеть
и признать лишь его часть, наша идея освобождения будет изначально
неполной и ограниченной.
Исцеляя ум
Исцеление ума жизненно необходимо,
поскольку в противном случае наши проблемы, не имеющие начала, не будут
иметь и конца. Мы будем пытаться использовать лекарства или иные внешние
средства, с тем что - бы излечиться от одного конкретного недуга, но
болезнь вернётся, если мы не излечим свой ум. Если мы не пред -
принимаем никаких шагов по исцелению собственного ума, всегда будет
присутствовать опасность того, что мы вновь создадим причину болезни —
повторим те действия, которые привели к утрате нами физического
здоровья. Мы вновь столкнёмся с тем же самым заболеванием в будущих
жизнях или, быть может, в более поздний период жизни настоящей.
Лечение болезни посредством внешних методов не является оптимальным решением, поскольку подлин
ная причина болезни не лежит вовне, но
находится внутри нас самих. Бактерии, вирусы, вредоносные духи и тому
подобное действительно могут выступать в качестве внешних условий
определённого заболевания, однако сама болезнь не имеет внешней причины.
На Западе тем не менее принято считать внешние условия того или иного
заболевания причиной, его повлекшей. Причина болезни — явление
внутреннее, она — в уме, или, выражаясь иными словами, она — ум. Болезни
проистекают из нашего себялюбия, неведения, гнева, привязанности и
прочих омрачений сознания, а также из тех неблагих поступков тела и
речи, что мы совершали под воздействием этих негативных мыслей. Наши
негативные мысли и поступки оставляют отпечатки на нашем сознании,
которые впоследствии созревают, проявляясь в виде болезней и других
проблем. Также эти отпечатки создают предпосылки и делают возможным
появление в будущем тревожащих мыслей и совершение неблагих действий.
Всякое внешнее, материальное проявление
должно иметь материальную причину, однако материальные причины возникают
из причины внутренней — отпечатков, оставленных на нашем сознании
негативными мыслями и поступками. Для того чтобы полностью разобраться с
болезнью, необходимо понять её внутреннюю причину — подлинную причину
как самого заболевания, так и его материальных условий. До тех пор, пока
мы игнорируем внутреннюю причину болезни, мы лишены и настоящего,
действенного средства избавления от неё. Мы должны изучить то, как
болезнь развивается, и увидеть, что её причина сокрыта в уме. Поняв это,
мы одновременно поймём и то, что исцеление также должно проистекать из
нашего ума.
То, что я сейчас описываю, согласуется
не только с положениями буддийского учения, но и с реалиями нашей жизни.
Исследования учёных показывают, что
здоровье человека во многом определяется
его отношением к жизни и способностью поддерживать позитивный настрой
ума. Так, в своей «Исключительной мудрости» Фритьоф Капра приводит
данные опроса известных врачей и физиологов о том, что, по их мнению,
является причиной рака. На основании своих исследований они делают
вывод, что источник рака кроется в негативных состояниях сознания, и
допускают возможность его лечения путём культивации положи - тельных
эмоций3. Подобная позиция учёных вплотную приближается к философии
Будды.
Отдельно взятая жизненная проблема —
специфическое порождение нашего ума. Если мы не очистим свой ум от
сокрытой в нём причины проблемы — она неминуемо проявится в
действительности. До тех пор, пока существует внутренняя причина
проблемы, внешние условия для неё также будут существовать: внутренняя
причина попросту создаст их. Иными словами, внешние препятствия
порождаются препятствиями внутренними. Даже внешние условия наших
проблем создаются нашим умом. Внешние факторы становятся условиями,
ведущими к возникновению различных проблем в силу внутренней причины,
существующей в нашем уме. Но когда внутренняя причина отсутствует как
таковая, даже при наличии соответствующих внешних факторов они не смогут
выступить в роли условий возникновения проблемы. Без внутреннего
препятствия нет и препятствия внешнего.
Возьмите для примера рак кожи. Принято
считать, что это заболевание вызвано длительным пребывани-. ем на
солнце. Однако, если солнечные лучи действительно являются основной
причиной рака кожи, всякий, кто любит загорать, должен им заболеть. Тот
факт, что не каждый человек, загорающий на солнце, заболевает раком
кожи, свидетельствует о том, что солнечные лучи — не главная причина.
Длительное пребывание на солнце — это внешнее, материальное условие
заболевания раком кожи, но не его основная причина. Подлинная причина
рака кожи — внутренняя, а не внешняя. Основная причина — наш ум. Для тех
людей, в чьём уме присутствует причина для заболевания раком кожи,
длительное пребывание на солнце действительно становится условием
заболевания раком кожи. Для тех же, в чьих умах такая причина
отсутствует, долгое пребывание на солнце не вызовет этого опасного
онкологического заболевания.
Как я уже говорил, корень всех наших
проблем следует искать в нашем уме, он — в нашем невежественном образе
мышления. Необходимо усвоить, что является правильным образом мышления,
несущим радость и счастье, а что —порочным, несущим страдания. С одним
мы обречены испытывать в жизни проблемы, с другим — нет. Иными словами,
счастье и страдание возникают из нашего ума. Наш ум — творец нашей
жизни.
Медитация как лекарство
Тогда как внешние, медицинские средства
хороши для излечения от физического заболевания, для исцеления от
внутренней причины заболевания и обретения уверенности в том, что нам не
предстоит столкнуться с болезнью вновь, необходимо применять
«внутреннее» лекарство. Что такое это внутреннее лекарство? Это
медитация. Медитация — это использование нашего собственного ума, нашего
внутреннего позитивного настроя в целях самоисцеления. И не надо сужать
понятие исцеления до рамок излечения от одного отдельно взятого
заболевания, включите в него избавление от всех проблем и причин, их
породивших. Поскольку наши болезни и прочие проблемы вызваны негативны -
ми отпечатками, оставленными в нашем сознании, избавление от наших
невзгод также должно проистекать из нашего сознания. «Медитация» — это
лишь термин, обозначение того, что мы проделываем с собственным
сознанием; это терапия, которой нет равных, так как при ней отсутствует
опасность возникновения побочных эффектов.
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar