lørdag 6. oktober 2018

Бодхидхарма. Санскрит: बोधिधर्म bodhidharma. Японский: 達磨 дарума. Китайский: 菩提達摩 pútídámó

Бодхидхарма

 

 Бодхидха́рма (в Китае также известен под именем Дамо 440–528 или 536)
— первый патриарх чань-буддизма, основатель учения чань (дзэн), 28-й патриарх буддизма
 Род деятельности бхикшу, философ.
Родился в Канчи, столице южноиндийского царства Паллава. Предание гласит, что около 475 г. н. э. буддийский монах Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай, где, путешествуя, начал проповедовать своё учение. Затем он поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы. Среди немногих его учеников упоминается Хуэйкэ, который стал вторым патриархом чань-буддизма. Бодхидхарма получил большую известность в качестве «бородатого варвара». Первоначально такое прозвище употреблялось по отношению к Бодхидхарме в прямом значении за то, что он в отличие от китайских монахов имел бороду. Позднее Бодхидхарму так начали шутливо называть его «любящие ученики».

Легенды о Бодхидхарме.


О появлении Бодхидхармы в Китае пишет Борхес: «Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: „Всё принадлежащее миру — иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я“. Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда вконец запутавшийся император спросил: „А в чём же тогда суть буддизма?“, Бодхидхарма ответил: „Пустота и никакой сути“».
Существует легенда, в которой говорится, что в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.
Красивым дополнением к легенде является история появления чая. В один из моментов борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение — известный всему миру чай.

Легенда об уходе Бодхидхармы

Внутри монастыря Суншань Шаолинь сы установлен памятник Бодхидхарме в виде высеченного из камня барельефа, изображающего Бодхидхарму, уходящего на запад босиком с монашеской сандалией в руках.
Это связано со следующей легендой: когда Бодхидхарма умер, и его погребли, то в это же время из Индии возвращался придворный сановник, посланный императором в Индию для сбора буддистской литературы.
На одном из постоялых дворов сановник встретился с пожилым монахом-индусом, который оказался Бодхидхармой. Расставаясь, Бодхидхарма посоветовал сановнику скрыть факт их встречи, чего сановник не сделал, сообщив императору, что он встречался по дороге ко двору с Бодхидхармой.
Разгневанный император сообщил сановнику, что Бодхидхарма умер задолго до времени встречи, а стало быть либо сановник нагло лжет, либо он встретил человека, выдавшего себя за Бодхидхарму. Но сановник стоял на своём.
Тогда император приказал заточить сановника в тюрьму. При этом император периодически интересовался — все ли ещё сановник упорствует в своих показаниях, на что ему сообщали, что тот твёрдо стоит на своём. Тогда впечатлённый император послал людей в Суншань Шаолиньсы, и те вскрыли могилу, где вместо тела оказалась одна-единственная сандалия Бодхидхармы, которая и была доставлена ко двору.

 Памятник Бодхидхарме в монастыре Суншань Шаолинь сы.





Дарума.

 В японской синкретической мифологии Дарума — божество, исполняющее желания. Загадывая желание, на его изображении (бумага, статуэтка из дерева или папье-маше) рисуют один глаз. Если за год желание исполняется, то ему дорисовывают второй глаз. Если желание не исполняется, то его сжигают. Дарума с одним глазом должен быть всегда на виду (рабочее место, полочка дома и т. п.).


Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar