Дзэн, дзен
(от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма,
окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма
и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении . В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии и пришедшая из Китая в конце XII века. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.
Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики .
Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии.
Риндзай-сю (яп. 臨済宗, Риндзай-сю:; кит. 臨濟宗, Линьцзи-цзун) — одна из двух крупнейших японских школ дзэн, наряду со школой Сото.
История.
Риндзай считается первой дзэн-буддийской школой, появившейся на Японских островах. Около 1199 года монах Эйсай дзэндзи (1141—1215) представил форму буддизма, ставшую впоследствии известной как Риндзай-сю, при дворе сёгуна Камакура. Школа появилась в результате распространения одноимённой китайской школы Линьцзи-цзун, основателем которой был китайский учитель Линьцзи Исюань (яп. Риндзай Гигэн).
Философия риндзай-сю.
Особенностью философии школы риндзай является догмат о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации (основным путём достижения просветления в философии школы Сото), коанов — иррациональных загадок или притч-вопросов,
разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с
помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори.
Риндзай и японское общество
Особое расположение военной касты к риндзай сохранилось и в период Токугава. Эта школа стала практически незаменимым атрибутом образования самурая, её идеология во многом способствовала возникновению самурайского кодекса бусидо.
Некоторый упадок риндзай-сю приходится на конец XVII века — середину XVIII века. Однако это направление дзэн-буддизма было с успехом возрождено Хакуином Экаку.
Современное положение школы риндзай
Школа риндзай-сю сейчас разбита на четырнадцать направлений, которые называются по имени главного храма. Самая большая школа управляется в храме Мёсин-дзи в Киото. Другие хорошо известные храмы в Киото — Нандзэн-дзи, Тэнрю-дзи, Сёкоку-дзи, Тофуку-дзи и Дайтоку-дзи. Всего в Японии имеется около 6000 храмов школы риндзай-сю.Мёсин-дзи (яп. 妙心寺) — храмовый комплекс в Киото, Япония. Мёсин-дзи является центром дзэновской школы Риндзай. Этой школе принадлежат более трёх тысяч храмов по всей Японии и девятнадцать монастырей. Главный храм был основан в 1342 году мастером Кандзан-Эгэн Дзэндзи (1277—1360). Во время войны годов Онин множество храмов было разрушено, но потом снова восстановлено.
Направление буддизма риндзай, которое называется Мёсин-дзи, с центром в этом храме не особенно концентрируется на разгадывании коанов для получения просветления. В этой школе мастер подбирает коаны в соответствии с особенностями каждого ученика, что не всегда соответствует классическим канонам коанов.
Тайдзо-ин в храмовом комплексе Мёсин-дзи.
Сото-сю (яп. 曹洞宗, Со:то:-сю:, кит. 曹洞宗, Цаодун-цзун) — крупнейшая на сегодняшний день школа дзэн в Японии, одна из двух ведущих школ наряду с риндзай. Школа возникла в результате распространения одноимённой китайской школы Цаодун-цзун. Главный храм Эйхэйдзи располагается в префектуре Фукуи.
История
Сото появилась в Японии немногим позже школы риндзай. Она была привезена на Японские острова монахом Догэном в XIII веке. С тех пор сото получила распространение в среде провинциальных правителей и простого народа, в то время как риндзай стала прерогативой знати и военного сословия (самураев). В настоящее время сото получила широчайшее распространение в Северной Америке и Западной Европе.Учение.
Философия сото уходит своими корнями к школе чань мастера Шитоу Сицяня (в японском произношении — Сэкито Кисэн, 700—790), основателя монастыря в Хунаньской долине Китая. Из этой школы впоследствии образовалось три разных направления, из коих одним как раз и является сото, которую собственно основал в Китае мастер Дуншань Лянцзе (807—869).
Для монастырской жизни в школе Сото характерно предельно строгое регламентирование всех аспектов повседневной жизни, так как их практика отождествляется с постижением пути. Вслед за Догэном, сформулировавшим доктрину о единстве тела и духа (яп. 身心一如), особое внимание уделяется культуре питания. На основе «Наставлений дзэнскому повару» (яп. 典座教訓) и других сочинений Догэна сложился канон, получивший название кухни «Сёдзин рёри».
Сёдзин рёри (яп. 精進料理, «кухня, которая улучшает суждения») — японская буддийская вегетарианская кухня, созданная в XIII веке Догэном, основателем дзэнской школы сото.
Возникла в буддийской монашеской среде под влиянием доктрины о непричинении вреда живым существам, а также в связи с вытекающим из неё запретом на использование в пищу мяса, распространившимся в школах буддизма махаяны.
Изначально блюда сёдзин рёри готовились из овощей, бобовых и злаковых, которые в качестве подаяния получали от мирян буддийские монахи.
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar