Амита́бха или Амита́ Будда (санскр. Amitābha, «безграничный свет») — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения,
положения или добродетелей.
В китайской традиции Амита Будда известен под именем Эмито Фо
(кит. 阿彌陀佛), в японской — Амида Нёрай (яп. 阿弥陀如来).
Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.
Учение.
Предания гласят, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя Дхармакара
(санскр. Dharmakāra , «свершающий Дхарму»; яп. 法藏菩薩, хо:дзо:босацу).
(санскр. Dharmakāra , «свершающий Дхарму»; яп. 法藏菩薩, хо:дзо:босацу).
Он решил стать Буддой, и обрести во владение Чистую страну или Землю бесконечной
радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни.
В виду этого Амитабха дал свои Сорок восемь обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом
из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном раю, «Земле высшего блаженства» (Сукхавати, санскр. Sukhāvatī «земля счастья», яп. Дзёдо или яп. 極楽, гокураку).
Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в Амитабха-сутре и в Сутре бесконечной жизни.
Амитабха традиционно изображается с дхьяни-мудрой (мудрой медитации, как на статуе Большого Будды в Камакура).
Изображают Амитабху обычно в красной гамме цветов — в тибетском буддизме красный цвет олицетворяет любовь, сострадание и эмоциональную энергию.
Из сторон света Амитабхе «принадлежит» запад, в связи с чем он символизирует закатное солнце. Он олицетворяет высшую мощь природы, излитую на землю, доступную всем разумным существам. Уникальным атрибутом и символом Амитабхи является лотос,
олицетворяющий чистоту, открытость и мягкость.
Мантры.
Различные мантры поминовения Амитабхи часто используются в амидаистских школах,
особенно знаменитая «Внимание Свету» (кит. нянь-фо).
В Японии и Корее традиционно, при молитве об усопших или поминовении, упоминается имя Амитабхи. В тибетском буддизме также существуют практики, направленные на перенесение сознания умершего в рай Амитабхи — Сукхавати.
Япония.
С началом периода Камакура,
культ будды Амиды перестал быть прерогативой узкого класса придворных и
начал получать все большую поддержку широких масс в связи с
популяризацией амидаизма среди неграмотных обывателей. Школы Буддизма Чистой Земли озаботились идеей спасения обычного, рядового члена общества и подчеркивали превосходство простой и чистой веры над замысловатыми доктринами. Духовный наставник Хонэн Сёнин и его ученик Синран учили, что каждый может обрести спасение через искреннее повторение мантры «Наму Амида Буцу» («Почтение будде Амитабхе!»).
Тибет.
В начале XIV века глава школы карма-кагью Кармапа III Рангджунг Дордже дал своему ученику Кедрупу Драгпе Сенге титул «Шамарпа» и объявил его проявлением ума Амитабхи, положив тем самым начало линии перерождений (тулку), существующую по сей день. В начале XVII века монгол Далай-лама IV даровал титул «Панчен-лама» своему учителю Лобсану Чогьялу, ламе из монастыря Ташилунпо,
также объявив его воплощением Амитабхи. Лобсан Чогьял был сочтён
четвёртым в линии перерождений Панчен-лам; первым же был назван монах
школы сакья Кедруб Дже, поступивший в ученики к Цонкапе и ставший одним из первооснователей школы гелуг.
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar