Японская эстетика представляет собой совокупность
представлений о канонах красоты в японском искусстве. Эти представления
сформировались под влиянием синтоизма с одной стороны и дзэн-буддизма
с другой. Синтоизм учил внимательно относиться к простым вещам, каждый
из которых мог стать талисманом и содержать душу-ками. Отсюда и «печальная Моно-но аварэ),
которые нельзя так просто выбросить на свалку, ибо они со временем
превратились в старых друзей. Дзэн-буддизм подчеркивала бренность и
хрупкость окружающего мира. Отсюда берёт начало практика любования
цветами сакуры (花見, ханами).
Сформировалось 4 критерия японской красоты.
Сформировалось 4 критерия японской красоты.
- Ваби-саби (侘び寂び, ржавчина) — выдержанная прелесть старины, антиквара и классики. Выражением этого принципа является японская керамика стиля раку. Ваби-саби считается эволюцией принципа югэн.
- Сибуми (渋み, терпкость, не-слащавость) также несет в себе красоту практицизма, удобства и лаконичности. В определенной мере эту идею выражает каллиграфия и садовое искусство бонсай
- Мияби (雅) выражает идею элегантности в японской эстетике. Считается, что этот принцип конкурировал и противопоставлялся более демократичному ваби-саби
- Югэн (幽玄, загадочность) — это красота недосказанности, как, например, в искусстве икэбана. Принципом этого критерия является символизм, недоверие к реализму, но стремление выразить дух явления (суми-э, Охагуро). Югэн проявляется в театре буто. Термин «югэн» заимствован из Китая вместе с философией буддизма.
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar