Медитация Тонглен.
Тонглен (- давать-получать) - духовная практика, направленная на развитие сострадания, принятая в тибетском буддизме.
В буддизме в целом и в Мaхaяне в частности простой факт осознaвaния
чужих страданий и трудностей считается очень благотворным внутренним
отношением поскольку это позволяет любви и состраданию естественным
образом рождаться в нас.
Объединение сострадания с постижением пустоты
является главной практикой Мaхaяны, пути, который развивает
бодхичитту или просветлённое отношение. Это основополагающее не
обусловленное устремление приносить другим благо состоит из четырёх
установок: Любви, Сострадания, Радости и Беспристрастности.
Любовь – это пожелaние всем существaм быть счaстливыми кaк сейчaс, тaк и
в будущем.
Kaрмические причины счaстья – это блaгие действия телa, речи
и умa. Поэтому любовь не только желaет другим счaстья в этой жизни, но
тaкже того, чтобы другие создaли основу для будущего счaстья блaгодaря
тaкому блaгому поведению.
Сострадание, с другой стороны, принимaет стрaдaние кaк точку опоры. Это
пожелaние всем существaм безотлaгaтельно избaвиться от стрaдaния,
которое является последствием прошлых дурных действий, a тaкже не
создaвaть причины будущих стрaдaний своим нынешним неблaгим поведением.
Радость. Счaстье других, нынешнее и будущее, a тaкже прекрaщение чужих
стрaдaний, нынешних и будущих, должно быть источником великой рaдости.
Беспристрастность – это ещё один вaжный пункт. Обычно мы делим нaши
взaимоотношения с другими нa три кaтегории: те, к кому мы испытывaем
приязнь и симпaтию, те, по отношению к кому мы чувствуем ненaвисть и
неприязнь, и те, к кому мы безрaзличны.
Две последние кaтегории нaиболее
вaжны. Мы должны избaвиться от этой привычки и воспитывaть в себе тaкую
же любовь, кaкую мы испытывaем к своей мaтери или к лучшему другу. Мы
не должны делaть ни рaзличий, ни исключений.
Эти четыре устaновки нaзывaются "четырьмя безмерными" и являются сaмым
сердцем прaктики Мaхaяны. Kогдa эти четыре устaновки проникaют в нaш ум и
стaновятся нaпрaвляющими нaшего обрaзa мышления, речи и поведения, это
нaзывaется бодхичиттой. Нaиболее сильный метод рaзвития бодхичитты – это
медитaция, нaзывaемaя "отдaчa и принятие", Тонглен. Учитель Серлингпa,
который дaл эти нaстaвления гуру Чекaве скaзaл, что без прaктики Тонглен
невозможно стaть буддой.
Практики.
1. Любовь
Это благое намерение сделать всех существ счастливее на данный момент и в
будущем. Причины которые делают всех счастливее — это благие действия
тела, речи, ума. Поэтому «любовь» желает счастья другим не только
сейчас, но и чтобы данное счастье создало основу для будущего.
2. Сострадание
Сострадание, это такой вид содействия который принимает страдание как
основу для будущих благодеяний. Это пожелание всем существам избавиться
от страдания, которое является последствием прошлых вредных(дурных)
действий, и не создавать причины для будущих страданий.
3. Радость
Радость, для радости источниками являются: нынешнее и будущее счастье, а также прекращение страданий, как своих так и чужих.
4. Беспристрастность
это один из важных пунктов. Наше отношение к другим можно поделить на 3
категории: 1. приязнь и симпатия, 2. ненависть и неприязнь, 3.
безразличие. Последние две категории наиболее важны. Мы обязаны
избавится от них, и воспитывать в себе любовь сравнимую с любовью к
матери или другу, при этом нельзя делать различий или исключений.
Эти четыре наставления называются «четырьмя безмерными» и являются самым сердцем практики. Когда эти наставления проникают в наш разум, речь и поведение, это называется бодхичиттой. Один из наиболее сильных методов развития бодхичитты является — медитация или Тонглен.
Медитация Тонглен (отдавание и принятие) направлена на то, чтобы
раскрыть наше сердце, научиться понимать других людей и привнести в мир
больше любви, сострадания и искренности. Практика Тонглен доступна для
людей с любым уровнем подготовки в медитации. Эта практика буддийская,
но выполнять ее может абсолютно каждый человек.
Практика Тонглен (Из книги Пема ЧОДРОН «Там, где страшно» )
В радости и горе все равны, Поэтому заботься обо всех, как о себе
самом.
ШАНТИДЕВА Тонглен, или взаимообмен с другими существами, — это
ещё одна практика
бодхичитты, служащая для активизации любящей доброты и
сострадания.
Буквально слово «тонглен» в тибетском языке означает
«давать и получать».
Этот термин подразумевает готовность принимать в
себя боль и страдания всех существ (в том числе и свои) и
посылать всем
счастье. Практика тонглен входит в учение бодхичитты, которое Атиша
принёс в Тибет.
Существует много способов практиковать тонглен, но суть
практики всегда одна: сначала мы вдыхаем в себя все болезненное и
нежелательное, с искренним желанием, чтобы мы и другие существа
освободились от страданий, отбрасывая при этом все словесные объяснения и
переживая чистую энергию, полностью открываясь всему, что возникает.
И
затем, выдыхая, посылаем всем существам освобождение от боли и пожелание
счастья. Если нам удаётся хотя бы недолго находиться в контакте с
неприятной энергией, мы постепенно перестаём её бояться.
Тогда, видя
страдающего человека, мы уже не отстраняемся и можем без страха вдыхать
его боль и посылать ему облегчение.
Практика тонглен состоит из четырёх
ступеней.
Первая ступень — короткий момент тишины или открытости, момент
безусловной бодхичитты.
Вторая ступень заключается в визуализации и
работе с энергиями закрытого и открытого пространства.
Третья стадия
является основной: мы вдыхаем то, что нежелательно для нас, и выдыхаем
чувство облегчения.
На четвёртой стадии расширяем крут своего
сострадания, включая в него всех, кто испытывает подобные переживания.
Третью и четвертую стадии при желании можно объединять, вдыхая и выдыхая
одновременно для себя и для других.
Итак, первая ступень тонглен —
момент открытости, или безусловной бодхичитты.
Хотя эта ступень очень
важна, её сложно объяснить. Она имеет отношение к буддийскому понятию
шуньяты, что часто переводится как «пустота», «пустотность» или
«безграничность».
Переживая шуньяту на эмоциональном уровне, мы
чувствуем себя настолько большими, что можем вместить всё и не видим
нигде никаких препятствий.
Когда мы расслабляем ум и перестаём бороться,
эмоции просто проходят через нас, не фиксируясь и не разрастаясь.
По
существу, переживание пустоты или безграничности равнозначно осознанию
живого, динамичного качества фундаментальной жизненной энергии. Когда у
нас есть это осознание, мы позволяем энергии появляться, существовать
какое-то время и затем уходить.
Эта энергия текуча, неудержима,
постоянно находится в движении. И наша практика, прежде всего,
заключается в том, чтобы начать замечать, как мы блокируем и
замораживаем энергию в теле и уме, и затем научиться расслабляться и
открываться этой энергии без каких-либо интерпретаций и суждений.
Первый
проблеск пустоты служит нам напоминанием о том, что мы в любой момент
можем освободиться от своих фиксированных идей и соединиться с чем-то
большим, свободным и неограниченным. З
атем, когда на следующей ступени
мы вдыхаем энергию закрытого пространства и нежелательных чувств, мы
вдыхаем её именно в эту огромную пустоту, бескрайнюю, как ясное голубое
небо.
А затем посылаем вовне пожелание, чтобы все могли наслаждаться
свободой открытого, подвижного ума. Чем больше мы практикуем, тем легче
получаем доступ к этому безграничному пространству, пока, в конце
концов, не осознаём, что уже пробудились.
Многие из нас не имеют ни
малейшего представления об этом проблеске безграничности.
Со мной это
впервые произошло очень просто и естественно. В зале, где мы
медитировали, громко гудел большой вентилятор. Звук был таким
монотонным, что через какое-то время я перестала его замечать. Но вдруг
внезапно вентилятор выключили, и возник промежуток, открытое
пространство тишины.
Таким было моё первое знакомство с шуньятой! Чтобы
пережить проблеск пустоты, можно визуализировать бескрайний океан или
безоблачное голубое небо — подойдёт любой образ, передающий качество
безграничности.
В групповой практике часто используется гонг Звук гонга
сам по себе вызывает переживание открытого ума, но это переживание
длится только до тех пор, пока не смолкнет гонг .
Мы не можем долго
удерживать подобный опыт, лишь соприкасаемся с ним и возвращаемся
обратно.
На второй ступени тонглен мы вдыхаем качество закрытого
пространства — плотное, тяжёлое и горячее.
Эту энергию можно
визуализировать как угольную пыль или жёлто-коричневый туман. И затем
выдыхаем качество открытого пространства — лёгкое, свежее и прохладное.
При этом можно визуализировать лунный свет, солнечные блики на воде или
радугу. Вдыхать энергию следует всеми порами тела, а не только через нос
и рот, и продолжать до тех пор, пока образ не синхронизируется с
дыханием и не станет достаточно ясным.
Дыхание может быть несколько
глубже, чем обычно, но главное, чтобы вдох и выдох были одинаковой
продолжительности. Часто, однако, либо вдох, либо выдох получается
длиннее. Иногда нам не хочется прекращать лёгкость и свежесть выдоха и
переходить к плотности, тяжести и жару вдоха, и тогда выдох получается
долгим и щедрым, а вдох коротким и скудным. Или, наоборот, нам бывает
легко взаимодействовать с замкнутым пространством на вдохе, но на выдохе
нечего послать вовне; тогда выдох почти отсутствует, В этом случае
полезно напомнить себе, что мы посылаем вовне не то, что принадлежит
лично нам, а просто открываем пространство, которое всегда есть, и
делимся им.
Третья ступень заключается во взаимообмене с определённым
человеком. Мы вдыхаем боль этого человека и посылаем ему облегчение.
Начинать рекомендуется с тех людей, которые спонтанно вызывают в нас
чувство сострадания, можно, например, выбрать кого-то из списка.
Вдыхая,
мы представляем, как наше сердце широко открывается, чтобы принять
боль, а с выдохом посылаем другому человеку своё мужество и открытость.
Мы не привязываемся к этому переживанию, думая: «Наконец-то я
почувствовал какое-то облегчение, я хочу сохранить его» — нет, мы
делимся им.
Итак, на вдохе мы открываемся и принимаем всё нежелательное,
а на выдохе всё отпускаем и открываемся ещё больше. Так, вдыхая и
выдыхая, мы разрушаем старую привычку отстраняться от боли и цепляться
за приятное.
В некоторых хосписах для больных СПИДом пациентов учат
практиковать тонглен для других больных СПИДом. Это позволяет им
соединиться со всеми людьми, находящимися в таком же положении, как они,
и легче справиться с своим чувством стыда, страхом и изоляцией.
Работники хосписа тоже практикуют тонглен, создавая атмосферу открытости
и принятия, так, чтобы пациенты, опираясь на их мужество и вдохновение,
могли освободиться от страха. Практика тонглен, выполняемая для другого
человека, разрушает наши ограниченные личные ориентиры, узость ума,
которая как раз и является источником боли и страданий.
Освобождаясь от
фиксации на самом себе и начиная заботиться о других, мы соединяемся с
«чутким местом», с бодхичиттой. Именно для этого и предназначена
практика тонглен.
Практикуйте каждый раз, когда кто-то страдает — вы
сами или кто-то другой — и вскоре уже невозможно будет различить, для
кого вы на самом деле практикуете, для себя или для другого человека;
это различие постепенно начнёт исчезать. Например, вы хотите помочь
своей больной матери и начинаете практиковать тонглен. Но внезапно
поднимаются ваши собственные негативные эмоции — страх, гнев, чувство
вины — и мешают искреннему взаимообмену.
Тогда вы можете переключить
внимание и начать вдыхать свои болезненные чувства, используя личную
боль для соединения с другим человеком, который так же, как вы, замкнут и
напуган. Открывая своё сердце подавленным эмоциям, вы очищаете общую
атмосферу и тем самым помогаете своей матери. Иногда у нас возникают
трудности с тем, что посылать на выдохе. Можно посылать что-то общее,
например, открытость и облегчение, или любящую доброту, или что-то
конкретное, например, букет цветов. Одна моя знакомая практиковала
тонглен для больного шизофренией отца.
Со вдохом и с пожеланием того,
чтобы отец освободился от страданий, у неё не было никаких проблем. Но
на выдохе она оказывалась в замешательстве, потому что не знала, что
могло бы ему помочь. В конце концов, она решила посылать отцу чашку
крепкого кофе — одно из его любимых лакомств. Что бы вы ни придумали,
главное, чтобы это работало. Хотя наша задача открываться всему, что
возникает, важно не требовать от себя слишком много. Стремясь быть
открытыми настоящему моменту, нужно понимать, что для нас это пока ещё
не всегда возможно. Главное верить, что если мы будем практиковать
тонглен в той мере, в какой можем сейчас, наша способность испытывать
сострадание будет постепенно возрастать.
Практикуя тонглен для
определённого человека, следует всегда завершать практику четвёртой
ступенью, распространяя сострадание на всех, кто находится в такой же
ситуации. Например, если мы практикуем тонглен для сестры, у которой
умер муж, мы можем затем вдыхать страдания всех людей, оплакивающих
потерю близких, и посылать им облегчение.
Практикуя для ребёнка, с
которым плохо обращаются, мы можем вдыхать и выдыхать для всех
запуганных и незащищённых детей и даже ещё шире — для всех существ,
живущих в страхе. Работая со своей собственной болью, вдыхая и выдыхая,
мы можем вспоминать обо всех людях, которые страдают от такой же боли.
Другими словами, начиная с чего-то частного и глубоко искреннего, мы
потом расширяем круг сострадания настолько, насколько можем. Я
рекомендую практиковать тонглен в реальных ситуациях в повседневной
жизни.
Тогда практика будет более естественной, чем на медитационной
подушке: в повседневной жизни никогда не бывает недостатка в
«материале».
Когда у нас возникают неприятные чувства, или мы видим, как
кто-то страдает, не надо ничего придумывать, всё очень реально. Тогда
нам, конечно, уже не до того, чтобы размышлять о четырёх ступенях или
синхронизировать образы с дыханием. Мы вдыхаем и выдыхаем реальную боль.
В повседневной жизни практика никогда не бывает абстрактной. Как только
у вас возникают неприятные эмоции, начинайте вдыхать их, отбрасывая
«историю», стоящую за ними. В то же время пытайтесь думать о других
людях, которые испытывают такой же дискомфорт, как и вы, с каждым вдохом
желая всем освободиться от этих неприятных переживаний. И с каждым
выдохом посылайте себе и другим людям облегчение, как вы его себе
представляете. Точно так же можно практиковать, когда вы видите
страдающего человека или животное.
Если пытаться делать это в любой
сложной ситуации, со временем это войдёт в привычку и будет происходить
непроизвольно. Замечайте также всё, что делает вас счастливыми в жизни,
тогда вы сможете делиться этим с другими, ещё больше укореняясь в
позиции взаимообмена. Чем больше воин-бодхисаттва укореняется в позиции
взаимообмена, тем больше он раскрывает в себе способность радоваться и
сохранять невозмутимость и уравновешенность.
Благодаря своей отваге и
готовности практиковать он обретает большую способность видеть
изначальное добро в себе и в других существах; большую способность
принимать и ценить всех людей, которые ему нравятся, не нравятся, и
которых он даже не знает. Так постепенно практика тонглен рассеивает все
наши предубеждения и раскрывает перед нами новый мир чувствительности и
широкого видения. Хотя, как говорил Трунгпа Ринпоче, никто не даёт
никому никаких гарантий. Мы сами должны ответить себе на вопросы:
действительно ли эта практика облегчает страдания? Помогает ли она
другим людям так же, как мне? Если кто-то страдает на другой стороне
земного шара, поможет ли ему моё внимание? В практике тонглен нет ничего
метафизического, она проста и естественна. Практикуя её, мы сами
начинаем видеть результат.
Источник информации
https://www.revers-sun.fi
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar