МИККЁ 密教 - Тайное учение
Под названием «тайное учение» обычно подразумевают комплекс знаний о
философско-этических и психофизических аспектах боевого искусства в их
эзотерической форме и практические навыки их реализации.
В основе японских тайных мистических знаний (микке) лежит особая философская концепция восприятия мира через троичное воплощение реальности (санмицу). Практика его реализации для человека состоит в созерцании мандал (санскр. मण्डल — круг, диск) (яп. 曼陀羅 - мандара или нэнрики), произношении особых звуковых сочетаний – мантр 呪文 (дзюмон) и принятии определенных положений тела с соединением пальцев в особые фигуры мудра 印相 (яп. inzo или ketsuin 結印 – «связанная печать»). Как описано в древних письменных источниках, объединение трех вышеуказанных действий в единое целое позволяет достичь любой желаемой цели на всех уровнях существования.
Не менее важны были для последователей такого учения и базовые знания, без посвящения в которые не мыслимо было дальнейшее продвижение по Пути. Тайное учение классифицировало окружающий мир по Пяти Первоэлементам 五大 (го дай рин): Земля 地 (чи), Вода 水 (суй), Огонь 火 (ка), Ветер 風 (фу) и Пустота 空 (ку) и определяла закон Единства и Противоположности во всех действиях и проявлениях Вселенной. Согласно этому закону, все явления порождаются непрерывным движением двух начал (ин 陰 и йо 陽, более известных в китайском произношении инь и ян) – светлого и темного, мужского и женского, солнечного и лунного и т.д. и исходят из закона Причины и Следствия, освобождение, от воздействия которого является одной из важнейших задач адепта.
Необходимым аспектом достижения
«непривязанного ни к чему» сознания (мусин), являются тщательно
разработанные медитативные практики 黙想 (мокусо) обучающие релаксации,
концентрации и визуализации. Эти техники, объединенные с особыми
приемами дыхания и принятием определенных положений тела, позволяют
адепту достичь сверхразвития интуиции и чувств, ясновидения, умения
управлять потоками энергии и пр. магических способностей. Регулярная
практика таких медитаций позволяет мастеру постичь суть предмета и,
растворив собственное эго, слиться с Вселенной и достичь сатори (яп. 悟り, сатори; кит. 悟, у; санскр. संबोधि, самбодхи — букв. «просветление»). Кроме обычных медитативных техник практикующихся в «додзе» 道場 -
«месте постижения Пути», древние мистические учения предлагают целый ряд
приемов направленных на раскрытие сверхнормальных способностей которые
упоминались раньше. Наиболее известными упражнениями такого рода,
практикующимися до сих пор многими адептами боевых искусств, являются
медитативный ритуал под водопадом 滝修行 (такисуге), при выполнении которого,
под воздействием ледяной воды падающей на темя с большой высоты можно
добиться особых состояний сознания, ритуал поклонения и использования
силы огня путем возжигания ритуальных костров 護摩 (гома), ритуал восхождения
в горы к местам обитания духов, полностью заимствованный из сингон
буддизма, повторение заклинаний во время ритуальных шествий и многие
другие.
Все эти упражнения должны привести адепта к Ки-ай 気合 – гармонии и согласию с ходом вещей в природе. Мистицизм этих методов служит использованию законов природы и постижения сути Вселенной для достижения поставленных задач. Считается, что если человек может наблюдать природу в первозданном виде, он может осознать мир и свое место в реальности и применить это знание для своих нужд.
Стандартный путь: шодэн-чудэн-окудэн-кайдэн.
初伝 Шодэн – основа последующих ступеней, учитель передает ученику
«восемнадцатиступенчатый путь» постижения Дхармы, 18 мудр и 18
соответствующих им мантр. 中伝 Чудэн, 奥伝 Окудэн – главное внимание уделяется
йоге, в которой объектами созерцания выступают божества мондал
алмазного мира и мира чрева.
皆伝 Кайдэн – на заключительном этапе адепту передается знание обряда Фудо-гома-хо, во время которого в огне сжигаются дощечки – подношения с целью заручится благоволением избранного божества.
皆伝 Кайдэн – на заключительном этапе адепту передается знание обряда Фудо-гома-хо, во время которого в огне сжигаются дощечки – подношения с целью заручится благоволением избранного божества.
Начало изучения Микке
В Микке - начинают с "адзи"- мандала дхъяны, т.е., с созерцания
и визуализации санскритской буквы "А", а также букв "И" и "У"
(Творение, Хранение и Разрушение), и т.д.
Принципы созерцания мандал также везде одинаковы, и техника созерцания зависит от нужного результата - "свертывание" или "развертывание" энергий.
В техники визуализации для практических целей входит не столько созерцание мандал, сколько визуализации определенных образов, символов и процессов внутри себя (в различных частях тела) и вовне. http://www.heiho.ru/
Принципы созерцания мандал также везде одинаковы, и техника созерцания зависит от нужного результата - "свертывание" или "развертывание" энергий.
В техники визуализации для практических целей входит не столько созерцание мандал, сколько визуализации определенных образов, символов и процессов внутри себя (в различных частях тела) и вовне. http://www.heiho.ru/
Продолжение последует...:-)
СЮГЭНДО
Прежде всего, нужно
исходить из того, что Сюгендо 修験道 - Путь свершения Деяний (или Сэнниндо – Путь
«святых отшельников», Рейрёку-но Мити - Путь духовной мощи) – не есть
прерогатива какой-либо буддийской секты, вроде Сингон или Тэндай. Даже в
средневековой Японии. Сюгендо всегда было причудливым конгломератом из
буддийских, синтоистских, шаманских и даосских учений и практик. Фактически,
это плод творчества безымянных отшельников – Сэннин и Ямабуси.
При этом даже создатель Сингон Кукай (Кобо
Дайси) ориентировался, главным образом, на тексты и практики индийского и
китайского происхождения, а Сайтё, основатель Тэндай, с самого начала в своем
варианте Миккё пошел по пути синтеза, соединяя воедино элементы буддизма Махаяны,
Ваджраяны, Синто, Докё (Даосизма) и Онмёдо (школы Инь-Ян).
Соответственно, уже к 14-му веку сложилось три
основные «официальные» ветви Сюгендо – «сингонского» толка – с центром на горе
Коя, «тэндайского» - на горе Хиэй, и «синтоистского» - в Кумано. Многочисленные
Гёдзя (подвижники) и Ямабуси, либо относли себя к какой-то из этих ветвей,
либо, вообще практиковали на свой страх и риск, не причисляя себя к какой-либо
из конфессий. На это всё наложился типично японский культ почитания т.н.
«моно», или «о-бакэ» - привидений, оборотней (О-огами, кицуне, танука, тенгу и
др), и т.д., сюда же плавно влился заимствованный, опять же, из Индии, культ
Дакини (Дакини-тен).
В основу Миккё (санскр.Гухьячара, «Тайное Следование»),
или Сюгендо (санскр. Абхичара, «Путь свершения Деяний») лег сформулированный
Кукаем принцип «становления Буддой в этом теле», т.е., иными словами,
возможность полной и окончательной реализации (Освобождения) при жизни.
Реализация этого подразумевалась возможной через практику Трех Таинств
(Саммицу) – Мысли, Слова и Дела, - соответственно, в практике - Ненрики, Дзюмон
и Кэцуин (мысль, заклинание, «печать»), что соответствует санскр. Джняна, Иччха,
Крийя (мысль, воля, действие),
выражаемым через Янтру, Мантру и Мудру.
Главная идея во всех направлениях, начиная от
индийской Абхичары, и кончая Ямабуси Сюгендо – это тантрический принцип
изначального тождества индивидуума и Божества (Будды), которое уже существует в
потенции, и должно быть только «проявлено» на практике. Именно этому и служат
перечисленные выше Три Таинства. Конкретика практик включает в себя весь
«джентльменский набор», начиная от работы с внешними объектами, и кончая
работой с тонкими и высшими состояниями сознания. Если брать за основу
«буддийскую» модель, то нашей целью будет трансформация физического тела в «тело
Будды», «алмазное тело», а человеческого, «обыденного» сознания – в «сознание
Будды». Этому служат следующие практики:
- практики «очищения» - «хараи» (санскр.
Шодхана) - «внешнего» и «внутреннего», от различных «загрязнений» - «кэгарэ»
(санскр, Мала), физических, ментальных и «духовных» - «цуми» (что-то вроде
«ошибки»). Сюда входят такие практики, как различные варианты омовения «мисоги»
(санскр. Снана), начиная от простого омовения (снизу вверх, от нижней части
тела к голове) и бани-фуро, до таких «экстремальных» видов, как стояние по пояс
в холодной воде с одновременным чтением «искупительных» мантр-дзюмон, таки-сюгё
(длительное стояние под водопадом), или более щадящий вариант этой же практики,
когда с мантрами на голову выливают несколько ведер холодной воды -
сенсин-но-гё. При отсутствии необходимого количества воды испоьзуют «сухую
воду», т.е., соль, предпочтительно, морскую, которую разбрасывают горстями или
«омываются» в ней, высыпая её на себя. Одним из вариантов «хараи» считаются
практики с огнем, включая «гома» (санскр. Хома, Агни-хотра), «хиватари» -
хождение по огню (углям), и др.
Хорошей практикой «хараи» считается также
голодание, или «пост» - «ими», включая также полное половое воздержание. Что
однако не означает принятия такого обета навсегда – это периодическая
активность, хотя бы она может иметь долгий срок (100 дней или 1000 дней)
- практики «общения» с Божествами, включая их
созерцание, почитание – в Синто -«мацури», в буддизме – «пуджа», принятие
Божества «в себя» - «какари» (санскр. Авишкара), вплоть до полной реализации в
себе всех аспектов и арибутов Божества. Этому и служат различные практики
«призывания» и «восхваления» Божеств – «норито», практики созерцания Образов
Божеств или их Мандала (яп. Мандара) и медитации на них, чтения их мантр –
«дзюмон». Помимо этих, чисто мистических практик, есть и оккультные,
направленные на достижение конкретных результатов, включая специфические
медитации на желаемый результат и чтение особых «абхичара-мантр», например,
предназначенных для уничтожения врагов,или обретения каких-либо
сверхъестественных способностей. Все эти практики, для закрепления результата
на «материальном уровне» сопровождаются определенными ритуальными действиями
выполнением особых мудр-«кэцуин».
Немаловажный аспект практики в любом
направлении Миккё – изучение Писаний, или сакральных текстов данного
направления, т.к. именно там находится ключ к овладению всеми секретами школы.
Как правило, ни один уважающий себя Гёдзя текстами только своей школы не
ограничивался, и вовсю пользовали любые доступные трактаты, особенно –
китайского и индийского происхождения. Искусство истолкования текстов
представляло из себя целую отдельную науку, и множество школ возникало только
из разных истолкований одного и того же текста – напр. Школа Тэндай и школа
Нитирэн – Нитирэн-сёсю, или Ниппондзан Мёходзи – основываются на одной и той
же Лотосовой Сутре, но являются совершенно не похожими друг на друга учениями… '
http://www.heiho.ru
СТАТЬИ
Кукамисин Рю Kukamiishin Ryū 九鬼神流 (также можно часто встретить написание Кукисин рю - по другому чтению иероглифа 鬼,
и Кукисиндэн рю - по полному названию Кукамисиндэн Тэнсин Хёхо - Школа
девяти богов (ками) правильной передачи небесной истины. Хёхо это старое
произношение хэйхо 兵法 - комплексное боевое искусство). Одна из самых старых корю 古流 (традиционных школ) в Японии. Основана Якусимару Рюсин в 1336 году. Это сого-будзюцу - комплексное искусство, включающее в себя владение несколькими видами оружия и методы схватки без оружия.
Мон Школы - hidari-mitsu-domoe - левосторонний (закрученный противосолонь) тройной водоворот 三つ巴.
Митсудомоэ, как левосторонний так и правосторонний можно увидеть в
синтоистской символике, где они означают триединство Неба, Земли и
Человека - тэнтидзин tenchijin 天地人.
Тай-дзюцу taijutsu 体術 (букв. искуство тела) - безоружные методы борьбы, известные также как дзю-дзюцу jūjutsu 柔術 (букв. мягкое искусство)
Бо-дзюцу bōjutsu 棒術
- искусство владения длинным шестом (рокусяку - 6 сяку - около 180см).
Именно с этого вида началась история школы - Основателю обрубили его
любимое оружие нагинату и он отмахивался обрубком:-)
Кэнпо kenpō 剣法 - искусство владения мечом. В Кукамисин рю термин кэнпо, где по\хо 法 это образец, принцип, закон, употребляется вместо привычного термина кэндзюцу 剣術
Нагината-дзюцу naginatajutsu 薙刀術
- искусство владения нагинатой (японской алебардой, хотя с точки зрения
европейской классификации оружия правильнее будет сравнить нагинату с
глефой и/или коузой). В Кукамисин рю нагината длинной около 220см.
Со-дзюцу sōjutsu 槍術 - искусство владения копьем. В Кукамисин рю копье длинной около 250см
Ханбо-дзюцу hanbōjutsu 半棒術 - искусство владения коротким шестом. Хан 半
означает половина, т.е. половина от стадарного длинного шеста бо -
около 90см. Это тоже работа обрубленным оружием - тем, что от него
осталось:-)
Хидэн hiden 秘伝 - скрытые техники (метание сюрикэнов, связывание и т.д. и т.п.)
Сюгэндо shugendō 修験道
http://www.heiho.ru
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar