Буддизм.
Согласно некоторым разновидностям буддизма, не только животные, но и растения, и даже камни имеют "природу Будды", то есть душу, и значит, священны сами по себе. Основы буддизма не столько в вере, сколько в мудрости, основанной на понимании настоящей ценности природы.
Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадании, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком. Согласно буддизму мир, включая природу и человечество, взаимосвязан с функционирующей моральной силой. Если в обществе восторжествует аморальность, люди и природа деградируют; если верх одержит моральность, качество человеческой жизни и природы улучшится. Таким образом, жадность, ненависть и обман создают загрязнение как снаружи, так и изнутри. Щедрость, сострадание и мудрость создают чистоту снаружи и изнутри.
Люди должны научиться скромно удовлетворять свои потребности и не подпитывать свою жадность. Мировые ресурсы ограничены, тогда как людская жадность не знает границ. Буддизм поощряет довольствование малым. Буддизм считает, что одним из главных человеческих достоинств является бережливость.
Буддизм отстаивает мягкое, неагрессивное отношение к природе. Человек должен собирать природные богатства подобно тому, как пчела собирает нектар с цветка. Пчела не вредит красоте и благоуханию цветка, она собирает нектар, который превращается в сладкий мед.
Буддизм призывает уважать не только жизнь людей, но и животных, растений, минералов и самой Земли.
Проснувшись утром, я улыбаюсь
Передо мной 24 новых часа
Я обязуюсь жить каждый момент
полной жизнью
и смотреть на все существа с сочувствием, -
такие стихи читают буддийские монахи. Рассказывают, как однажды один монах срубил ветку дерева. Дух дерева пожаловался Будде, что монах отрубил руку его ребенка.
Будда и его последователи считают красоту природы источником огромной радости и эстетического удовлетворения. Святые, очистившиеся от чувственных удовольствий, ценили природную красоту по особому. Для обычного поэта природа служит средством обогащения его образного языка. Для буддийского святого красота природы ценится сама по себе, без всяких дополнительных чувственных ощущений. Буддисты также рассматривают каждое творение как красивое само по себе и красивое во взаимоотношениях со своими соседями. Буддизм и его разновидности предполагают преклонение горам, священным рощам и другим природным объектам. Западный практик тибетского буддизма Лама Анагарика Говинда полагает: "Власть такой горы (священной - В.Б.) так велика и в то же время так тонка, что без принуждения людей тянет к ней из близка и издалека, как бы силой какого-то невидимого магнита; и они согласны подвергаться несказанным трудностям и лишениям в своем необъяснимом стремлении подойти к центру этой священной силы и поклониться ему. Никто не придавал титула священности такой горе, и все же каждый признает его(...) Люди ошеломлены присутствием такой горы и не могут выразить своих чувств по-другому, чем почитанием" (Борейко, 1999а).
Буддисты почитают священные горы и другие природные объекты как место поклонения, увековечивая жизни святых и божеств. Они поднимаются на пик Адама, чтобы поцеловать отпечатки ног, оставленных Буддой. Китайские буддисты имеют четыре священные горы: Путошань - на востоке страны, Вутаишань - на севере, Омеишань - на западе, Чиухуашань - на юге. Паломник, забирающийся на одну из этих гор, получает благословение. Гора Вутаишань стала главным центром буддизма в Китае, местом медитации и получения божественной мудрости. Отношение буддизма к некоторым природным объектам как священным поддерживает идею заповедного дела.
Одной из самых священных гор у паломников буддизма является сказочная гора Меру. Она - главный центр буддизма, и является, по легенде, центром структуры десяти тысяч миров, пиком, уходящим в космос, источником благословления и стабильности, огромной золотой горой.
Буддисты полагают, что в космосе действует 5 законов, согласно которым человек и природа связаны причинными взаимоотношениями. Изменение в одном обязательно приводит к изменению в другом.
В средневековой Японии существовал древний буддийский обычай освобождать животных. Рыб, птиц и зверей отпускали из неволи в дикую природу с обетом двухнедельного их неубийства.
Сейчас в Японии действует еще один симпатичный буддийский обычай: если кто-то увидит, что мирской человек убивает животное, то должен всеми надлежащими средствами постараться спасти и защитить его от бед и опасностей. Это потому, что живые существа низших царств являются нашими родителями и их убийство эквивалентно убийству родителей. Рассказывают, как Будда спас 10 тысяч рыб из пересыхающего водоема, позвав слонов долить туда воды. После этого он объявил праздник спасения рыб. А участок земли, где проводился этот ритуал, стал священным.
Большое значение в буддизме уделяется медитации, которая способствует развитию качеств, высоко ценимых в природоохране: она ослабляет эгоизм, усиливает чувство прекрасного, развивает сочувствие к другим существам, помогает устранить состояние суеты, создает ощущение единства с миром.
Буддисты принимают обет "наруна" - сострадания ко всем существам: "Я принял обет спасать все существа. Я должен освобождать всех существ. Весь мир живых существ я должен спасать от ужасных сторон жизни и смерти. В моих помыслах я ограничусь собственным освобождением. Ибо при помощи лодки всезнания я должен спасать всех существ из потока Самсары".
Некоторые западные буддисты дополнили 4 завета буддиста пятым: "чувственных существ множество: я буду делать все возможное для их спасения".
Буддисты рассматривают других существ как спутников на пути к буддийскому царству и нирване. Они призывают к непричинению вреда и безграничной любви - доброты ко всем живым существам.
http://www.ecoethics.ru
Согласно некоторым разновидностям буддизма, не только животные, но и растения, и даже камни имеют "природу Будды", то есть душу, и значит, священны сами по себе. Основы буддизма не столько в вере, сколько в мудрости, основанной на понимании настоящей ценности природы.
Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадании, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком. Согласно буддизму мир, включая природу и человечество, взаимосвязан с функционирующей моральной силой. Если в обществе восторжествует аморальность, люди и природа деградируют; если верх одержит моральность, качество человеческой жизни и природы улучшится. Таким образом, жадность, ненависть и обман создают загрязнение как снаружи, так и изнутри. Щедрость, сострадание и мудрость создают чистоту снаружи и изнутри.
Люди должны научиться скромно удовлетворять свои потребности и не подпитывать свою жадность. Мировые ресурсы ограничены, тогда как людская жадность не знает границ. Буддизм поощряет довольствование малым. Буддизм считает, что одним из главных человеческих достоинств является бережливость.
Буддизм отстаивает мягкое, неагрессивное отношение к природе. Человек должен собирать природные богатства подобно тому, как пчела собирает нектар с цветка. Пчела не вредит красоте и благоуханию цветка, она собирает нектар, который превращается в сладкий мед.
Проснувшись утром, я улыбаюсь
Передо мной 24 новых часа
Я обязуюсь жить каждый момент
полной жизнью
и смотреть на все существа с сочувствием, -
такие стихи читают буддийские монахи. Рассказывают, как однажды один монах срубил ветку дерева. Дух дерева пожаловался Будде, что монах отрубил руку его ребенка.
Будда и его последователи считают красоту природы источником огромной радости и эстетического удовлетворения. Святые, очистившиеся от чувственных удовольствий, ценили природную красоту по особому. Для обычного поэта природа служит средством обогащения его образного языка. Для буддийского святого красота природы ценится сама по себе, без всяких дополнительных чувственных ощущений. Буддисты также рассматривают каждое творение как красивое само по себе и красивое во взаимоотношениях со своими соседями. Буддизм и его разновидности предполагают преклонение горам, священным рощам и другим природным объектам. Западный практик тибетского буддизма Лама Анагарика Говинда полагает: "Власть такой горы (священной - В.Б.) так велика и в то же время так тонка, что без принуждения людей тянет к ней из близка и издалека, как бы силой какого-то невидимого магнита; и они согласны подвергаться несказанным трудностям и лишениям в своем необъяснимом стремлении подойти к центру этой священной силы и поклониться ему. Никто не придавал титула священности такой горе, и все же каждый признает его(...) Люди ошеломлены присутствием такой горы и не могут выразить своих чувств по-другому, чем почитанием" (Борейко, 1999а).
Буддисты почитают священные горы и другие природные объекты как место поклонения, увековечивая жизни святых и божеств. Они поднимаются на пик Адама, чтобы поцеловать отпечатки ног, оставленных Буддой. Китайские буддисты имеют четыре священные горы: Путошань - на востоке страны, Вутаишань - на севере, Омеишань - на западе, Чиухуашань - на юге. Паломник, забирающийся на одну из этих гор, получает благословение. Гора Вутаишань стала главным центром буддизма в Китае, местом медитации и получения божественной мудрости. Отношение буддизма к некоторым природным объектам как священным поддерживает идею заповедного дела.
Одной из самых священных гор у паломников буддизма является сказочная гора Меру. Она - главный центр буддизма, и является, по легенде, центром структуры десяти тысяч миров, пиком, уходящим в космос, источником благословления и стабильности, огромной золотой горой.
Буддисты полагают, что в космосе действует 5 законов, согласно которым человек и природа связаны причинными взаимоотношениями. Изменение в одном обязательно приводит к изменению в другом.
В средневековой Японии существовал древний буддийский обычай освобождать животных. Рыб, птиц и зверей отпускали из неволи в дикую природу с обетом двухнедельного их неубийства.
Сейчас в Японии действует еще один симпатичный буддийский обычай: если кто-то увидит, что мирской человек убивает животное, то должен всеми надлежащими средствами постараться спасти и защитить его от бед и опасностей. Это потому, что живые существа низших царств являются нашими родителями и их убийство эквивалентно убийству родителей. Рассказывают, как Будда спас 10 тысяч рыб из пересыхающего водоема, позвав слонов долить туда воды. После этого он объявил праздник спасения рыб. А участок земли, где проводился этот ритуал, стал священным.
Большое значение в буддизме уделяется медитации, которая способствует развитию качеств, высоко ценимых в природоохране: она ослабляет эгоизм, усиливает чувство прекрасного, развивает сочувствие к другим существам, помогает устранить состояние суеты, создает ощущение единства с миром.
Буддисты принимают обет "наруна" - сострадания ко всем существам: "Я принял обет спасать все существа. Я должен освобождать всех существ. Весь мир живых существ я должен спасать от ужасных сторон жизни и смерти. В моих помыслах я ограничусь собственным освобождением. Ибо при помощи лодки всезнания я должен спасать всех существ из потока Самсары".
Некоторые западные буддисты дополнили 4 завета буддиста пятым: "чувственных существ множество: я буду делать все возможное для их спасения".
Буддисты рассматривают других существ как спутников на пути к буддийскому царству и нирване. Они призывают к непричинению вреда и безграничной любви - доброты ко всем живым существам.
http://www.ecoethics.ru
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar