onsdag 10. januar 2018

Алая-виджняна= (санскр. "сознание-сокровищница) .

 Алая-виджняна=
(санскр. "сознание-сокровищница) - понятие одного из сознаний в философской традиции Йогачара в рамках  учения о восьми видах сознания. Этот вид сознания к традиционным для буддизма видам сознания добавили именно йогачары. Первые шесть - это общепринятые пять "чувственных" сознаний и мышление, седьмой - разум (манас), в качестве мотивирующей и оценочной сферы сознания, восьмой - сознание-сокровищница, в которой хранятся семена (биджа) всех феноменальных элементов сознания, т.е. дхармо-частиц, а также результатов их действий, зародышей кармы, плоды которой проявятся в будущем. Это единое первоначальное индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся определяемые кармой ‛ростки‛ всех возможных идей и объектов, являющихся модусами этого сознания. Сознание Алая-виджняна  не является абсолютом, оно только относительно реально, т. к. соотносится с феноменальным миром, который иллюзорен.  В ряду конструируемых Алая-виджняной  идей возникают также ошибочные понятия о ‛Я‛ как личности и о ‛не-Я‛ — феноменальном мире. Ашвагхоша считал Алая-виджняну ступенью в эволюции к ‛таковости‛ (татхата), к-рую можно отождествить с абсолютом. С прекращением действия кармы Алая-виджняна угасает в нирване, где снимается дуализм ‛Я‛ и ‛не-Я‛. А это этого момента Алая-виджняна - некий дискретный, постоянно меняющийся континуум частиц, извлекаемых разумом и объективируемых через остальные шесть видов сознаний в виде действий, речей, мыслей существ в сансаре.
    Согласно основоположнику йогачары Асанге, при достижении Пробуждения (бодхи), цели Пути, действия сознания-сокровищницы, обуславливающие существование прекращаются, наступает Освобождение. Но это вовсе не конец сознания. Здесь лишь заканчивается его объективирующая деятельность, семена сохраняются в нейтральном положении в свете Пробуждения. Поэтому Будды потенциально способны вновь являться в мирах сансары, даже в человеческом облике.  Природа Алая-виджняны обволакивает вращающийся в череде рождений и смертей индивидуальный поток сознания. Она является общей для всех существ, объединяя их даже с буддами.  В "Махаяна-санграхе" исследуется то, как в Алая-виджняне образуются оттиски, кармические отпечатки (васана) поступков, слов, мыслей из опыта всех воплощений индивида, которые оказываются семенами (биджа) будущих рождений.  Понятие Алая-Виджняна использовалось в философских традициях Китая, особенно в школе Фасян VII-IX вв.), Корее и отчасти в Японии, где Просветление стали истолковывать как прекращение восьмого сознания и появление вместо него другого - абсолютно необусловленного сознания.  Особое истолкование Алая-Виджняна получила в Тибете в философии традиции Джонанг в учении о пустоте внешней природы (шен-тонг).
Литература:  Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011.
Ала́я-виджня́на (санскр. ālaya — дом, жилище; vijñāna — познание) - «коренное сознание» (мула-виджняна), понятие буддийской философской школы йогачара, или виджнянавада, означающее универсальную первооснову ума, сознания (виджняны).  Алая-виджняна представляет собой хранилище («сокровищницу») частиц, или «семян» (биджа),  возникающих как «отпечатки» предыдущего опыта и преобразующихся под действием кармы в остальные семь видов виджняны, то есть в пять чувственных восприятий, умственное сознание (мановиджняну) и ложное сознание «эго» (клиштамановиджняну). Эти виды сознания конструируют «реальность» феноменального индивида, его безначальное и бесконечное перерождение, в котором невозможно определить, является ли первичным восприятие алая-виджняной «отпечатков» (васан) или первично их проецирование «вовне». При этом, с одной стороны, алая-виджняна «своя» для каждого существа, с другой стороны, её природа общая для всех индивидов.  После достижения состояния бодхи (пробуждения) «семена» не исчезают, но прекращается их трансформация в кармические следствия.
 Йогачару считают произошедшей из третьего поворота Колеса Учения. Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). В Тибет учение принёс Атиша, ученик Дхармаракшиты. Элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма.



Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar