søndag 17. februar 2019

Взаимосвязь «телесного» и «духовного» в дзэнских искусствах.





 A kakei, or bamboo spout, at Myoshinji, a Rinzai Zen temple in Kyoto.
Masahiro Makino/Getty Images

Дзэнские искусства, гармонично сочетающие развитие телесных и духовных качеств человека, и по сей день оказывают непосредственное влияние на культуру Японии. 

По выражению Д. Судзуки: "Дзэн - это дух человека"
 Дзэн полагается на присущую этому духу внутреннюю чистоту и праведность.
  "Душа дзэн" - сатори, иначе просветление. 
Тело в этом процессе выступает инструментом, а физическое совершенствование - обязательным условием духовного роста, закаливания характера.


Почему же дзэнские искусства настолько популярны во всем мире и зачем люди занимаются ими? 
В своем исследовании Руперт Кокс обозначает три основных причины занятий дзэнскими искусствами в Японии: 
1) сюгё (самосовершенствование); 
2) сэйсин кёику (духовное развитие, закалка характера);
 3) окэйкогото (в эстетических целях). 



Дзэнские искусства используют специальные психотехники, разработанные в течение многих веков в буддийских монастырях и применяемые в различных сферах деятельности. 
Различные школы и течения искусств используют разные подходы для достижения одной цели - перестройки сознания практикующего таким образом, чтобы в идеале достичь просветления, или иного состояния сознания, когда окружающий мир воспринимается таким, какой он есть, т.е. объективно. 
Основным способом достижения такого состояния является погружение в другой мир, вхождение в особое состояние сознания, подобное самогипнозу. 
Это погружение в иную реальность управляемо и, чаще всего, представляет собой состояние динамической (реже статической) медитации непосредственно во время творческого процесса или тренировки. 
Наряду с медитативной техникой важным аспектом методики освоения дзэнских искусств является постоянная тренировка концентрации внимания, т.е. усиленная работа сознания. 
А восприятие новой информации с помощью интуиции и глаз {кан-кэн футацу-нокото) различными способами и на разных уровнях одновременно, «многоканально», предполагает превращение интуиции из случайного явления в контролируемый процесс познания и действия.
При этом психотренинг не обязательно подразумевает оттачивание техники на основе многократного повторения, а может состоять из подготовительной части (погружение в иное состояние и создание образа правильного действия в сознании) и непосредственного акта, либо движения (выстрел из лука или написание каллиграфической работы).


 

Тренировки на основе дзэнских психотехник подразумевают развитие интуиции, внимания, вырабатывают способности импровизировать и нестандартно мыслить.Внешними проявлениями психотехник выступают ритуал и форма. Они связывают воедино работу тела и духа, постепенно в процессе обучения переходя от исключительно телесных практик к духовным методам развития.

 



Рэй (поклон) Рэй (яп. 礼 поклон, приветствие) — часть японской культуры, выражение уважения.






Ритуал - система поведения в стандартных повторяющихся действиях, включающая в себя формы межличностного взаимодействия. 
Японский термин рэй дословно означает «манеры, благодарность, выражение почтения» в русском языке часто переводится как «поклон, ритуал, этикет».
 Во многих дзэнских искусствах существует концепция «Тренировка начинается с рэй и заканчивается рэй», то есть ритуал с начала и до конца регламентирует поведение и взаимодействие людей, как непосредственно во время творческого акта, так и во время подготовки к нему либо тренировки. 
В узком смысле это означает поклоны при входе и выходе из зала для занятий додзё, что выступает в качестве части психотренинга погружения в иную реальность.
Первое, чему необходимо следовать, чтобы успешно практиковать любое дзэнское искусство, будь то чайная церемония или фехтование, - ритуал. 
Ритуал ставит своими задачами привитие дисциплины с самого начала занятий, эстетизма, нравственных ценностей, уважения к другим участникам тренировок. 
Также соблюдение ритуала дает ощущение сплоченности коллектива, несет рекреационную функцию, «... ритуал, снимая с человека необходимость все время сознательно контролировать этапы разворачивания своего поведения, психологически разгружает человека, позволяя ему сменять периоды концентрации внимания периодами его расслабления или даже отключения в пользу спонтанного потока захватывающих его эстетических или иных переживаний». 
.На начальных этапах тренировок, однако, ритуал может оказывать неоднозначное влияние на начинающих.




Ки - кит. ци - дух, жизненная сила, энергия. 

Сила, которую можно контролировать, которой необходимо наполнять свои действия. «На более обыденном уровне ки связывают с координацией умственных и физических усилий, что позволяет адекватно реагировать на непредвиденные обстоятельства»



Сэйсин - дух, духовные силы, душа, ум... 
 Сэйсин танрэн, сэйсин кёику -все это означает «закалять свой дух, характер». Развитие духа - одна из задач дзэнских искусств, без оттачивания сэйсин невозможно достигнуть цели - просветления. 
Закалка духа-характера осуществляется посредством физически- изнуряющих тренировок (сюгё).  
В настоящее время слово «сэйсин» выходит из употребления, и причина этого кроется в том, что в предвоенное и военное время концепция сэйсин приняла националистическо-милитаристскую окраску и эксплуатировалась японским правительством для создания мифа о непобедимости японского война. 

В то время сэйсин представлялся как особый, присущий только японцам национальный дух, который, как верили многие, помогал в бою, улучшал уверенность и смекалку, даже придавал людям сверхчеловеческие возможности (например, пройти через огонь или отклонить траекторию полета пули). Эта же концепция была одной из основных при подготовке камикадзэ - войнов смертников. Сэйсин в то время соседствовал с концепцией ямато-гокоро или японского духа, то, что на западе называется japaneseness.

 Син-и-тай - объединяет дух (разум) технику и тело, подразумевая, что при помощи сюгё эти элементы придут в необходимое соотношение.



 Дзэнские искусства, гармонично сочетающие развитие телесных и духовных качеств человека, и по сей день оказывают непосредственное влияние на культуру Японии. Библиографический список 1. Судзуки Д.Т. Введение в дзэн-буддизм 
 2. Самохвалова В. И. Психотренинги в дзэнских искусствах как отражение психологии дзэн.  

Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar