onsdag 11. april 2018

Дхья́на . Магия и буддизм.



Дхья́на (от санскр. — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение» -  медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях.
 Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Дхьяна в буддизме.  
Все стадии дхьяны были открыты Буддой Шакьямуни и включают в себя четыре «образные» стадии (рупа) и четыре-пять «безо́бразных» сверхтонких стадий (арупа), часто обозначаемых как самапатти и относящихся к мирам «сферы вне форм и цветов» (арупа-дхату). Подробнее стадии характеризуются следующим образом.
1.   На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании (витарка) и «саморазворачивается» (вичара). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг (пити) и радость (сукха).
2.  На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
3.  На третьей дхьяне концентрация (самадхи) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
4.  На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи, а также достигает освобождения от страданий (духкха) и удовольствий (сукха). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» (упеккха-сати-парысуддхи). На данной стадии реализуемо постижение праджни с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания (випашьяны)». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности. ( Магия и буддизм).
5.  Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
6.  Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
7.   Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
8.  Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
9.  Стадия прекращения сознания и ощущения (самджня-ведана-ниродха), ведущая к «полному прекращению (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц».
 Дхьяна-парамита (совершенствование созерцанием) является одной из махаянских парамит. Данную парамиту, согласно сутрам, рекомендовалось выполнять только монахам. Каждую из стадий, согласно Махаяне, монах должен был практиковать на протяжении нескольких лет.
 Также в буддизме известным аналогом понятия дхьяны является термин дзэн.

Магия и буддизм.

 В буддизме на четвёртой стадии дхьяны считается, что практикующему медитацию буддисту становятся доступны следующие сверхспособности (абхиньянья).
 Божественный слух (способность слышать звуки любых миров).
 Божественное зрение (способность видеть любые явления, включая неземные) .
 Способность вспоминать прошлые жизни (как свои, так и других людей). 
 Способность читать чужие мысли (телепатия).
  Способности творить чудеса (сиддхи):
  • левитация,
  • изменение размера тела в сторону уменьшения или увеличения,
  •  изменение пространства и времени.
  •  хождение по воде,
  •  прохождение через объекты,
  •  невидимость,
  •  ясновидение,
  •  другие сиддхи.                  
  • Данные сверхспособности, согласно учению, могут получить практикующие йогины и некоторые маги. Но ещё одна сверхспособность может быть доступна только тем, кто смог достичь нирваны и прекратить страдания. Данная шестая сверхспособность включает в себя «знание, прекращающее влияния чувственных желаний, ложных взглядов и тьмы невежества». Согласно буддийским текстам, легендарной фигуре Гаутамы Будды приписывается обладание такими способностями.  Тем не менее, первые пять сверхспособностей не дают буддисту познания высшей истины. Кроме т ого, существует большая опасность того, что адепт получит привязанность к магическим способностям и тем самым к миру. По этой причине стремление к сверхспособностям не допускается в буддийском учении. Магические силы, полученные побочно, разрешается применять только для уничтожения омрачений ума (асов), что культивирует упеккху или высшее бесстрастие.  Но буддисты, которым данные сверхспособности стали доступны, как отмечает доктор исторических наук В. П. Андросов, обычно не стремятся их применять «в силу своей чистоты, умиротворенности, непривязанности и „равности“».
  •  Магию, согласно «Сутре о плодах подвижничества», не допускается использовать для зарабатывания денег.

     Сам Будда, согласно упоминанию в Типитаке, совершил 3500 чудес. Одним из примеров таких чудес является мгновенное перемещение Будды с учениками с одного берега разлившегося Ганга на другой.
     Особым магическим направлением в буддизме является тантризм. Тантризм утверждает, что любые мысли и действия человека имеют прямую связь с высшими силами, которые таким образом проявляют себя в мире.  С помощью дхарани (заклинаний) и мантр (магических слогов)  тантрист добивается результатов, аналогичных результатам других буддистов при практике медитации и соблюдения моральных норм.  Также данное направление применяет магические обряды для «высвобождения естественной энергии человека». В ряде тантрических текстов описываются также ритуальные способы применения вредоносной магии уничтожения и подчинения, но там же и отмечается, что такая магия может применяться только «ради блага живых существ (например, для истребления врага, способного уничтожить в данной стране буддизм или монашескую общину)» .

    Японские буддийские школы хоссо, тэндай и сингон также характеризовались магическим мировоззрением.

     

     

     







 

Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar