"Оракулы - это не шаманы, они бодхисаттвы"
Беседа автора АРД с государственным оракулом Тибета Нечунгом Туптен-Нгодрупом.
Тем, кому доводилось своими глазами видеть государственного оракула
(чойкьёнга) Тибета Нечунга в состоянии транса, наверняка запомнилась эта
сцена навсегда. Любого в этот момент постигает необъяснимое чувство
причастности к чему-то жуткому, пугающему, невыразимому. Эта
необъяснимость одновременно отталкивает и притягивает. Вот оракул сидит в
своем пышном костюме со спокойным и сосредоточенным лицом, а через миг
его лицо искажается от сильного страдания, тело охватывают конвульсии,
он вскакивает на ноги и с необычайной резвостью бежит по кругу с тяжелой
15-килограмовой шапкой на голове. Из его гортани раздаются
нечеловеческие звуки, как будто к нам взывает ожившая древность веков.
Оракулы, или люди, способные служить посредниками между миром людей и
миром бестелесных духов, – это древняя традиция Тибета, несомненно,
восходящая к его шаманскому прошлому. Последователи тибетского буддизма
верят в то, что великие учителя прошлого обращали в буддизм не только
людей, но и духов, которым эти люди поклонялись. Некоторые особенно
могущественные духи с этого момента должны были служить интересам
буддийской религии. Таковым стал и дух Нечунг, носящий также имена Пехар
и Дордже Дракден. Этому духу, возможно, поклонялись древние уйгуры, но в
VIII веке культ Пехара был заимствован тибетскими племенами. В XVII
веке он становится официальным культом при дворе Далай-лам.
Оракулами не рождаются, ими становятся по воле самого духа. Именно он
выбирает себе посредника для связи с людьми. Говорят, что оракулом может
стать только духовно чистый человек, ведь, как считается, духи хорошо
разбираются в людях. В случае с Нечунгом выбор должен пасть на монаха из
монастыря, который был основан специально для оракулов. После смерти
старого оракула дух берет паузу и ищет себе новую телесную опору
(кутена). Эта пауза может длиться довольно долго, как в случае с
нынешним оракулом Туптен Нгодрупом.
Спустя три года после смерти прошлого оракула, молодой монах внезапно
почувствовал странные ощущения в своем теле: его ноги ослабли, руки
конвульсивно затряслись, а сердце забилось с бешенной частотой. После
того, как у монаха начались конвульсии, всем стало ясно, на ком
остановил свой выбор Пехар. Вот уже около 30 лет Туптен Нгодруп является
кутеном (оракулом) Нечунга.
В эти дни проходит визит Нечунга в Бурятию по приглашению Кенсура Чой-Доржи Будаева. Представителям ИА АРД и
ИА Ulanmedia удалось встретиться с оракулом и задать ему несколько вопросов.
Досточтимый Кутен Туптен Нгодруп, какова цель вашего нынешнего приезда в Россию и Бурятию?
- Я приехал в вашу страну по приглашению своего друга экс-президента
Калмыкии, действующего президента мировой шахматной федерации Кирсана
Илюмжинова. Сейчас он организует Всемирный чемпионат по шахматам среди
женщин в Сочи и пригласил меня в качестве своего гостя на это
мероприятие. После этого я посетил Москву.
В течение вот уже 27 лет я дружу с Кенсуром Чой-Доржи Будаевым. Он
неоднократно приглашал меня посетить Бурятию, но обычно я слишком занят
для этого. В этот раз в связи с тем, что я уже прибыл в Москву,
Чой-Доржи предложил мне все же заехать в Улан-Удэ, посетить его новый
монастырь, встретиться с бурятскими верующими. Поэтому я здесь.
Многие интересуются, к какой традиции тибетского буддизма вы себя относите?
- Вы наверняка знаете, что тибетский буддизм состоит из четырех основных
традиций. Это ньингма, кагью, сакья и гелук. Все они, собственно, и
составляют тибетский буддизм. В Тибете имеется еще традиция бон. Это
другая религия, очень схожая с буддизмом. Тибетское правительство в
изгнании является залогом гармоничного сосуществования всех этих
традиций. Что касается лично моей принадлежности к какой-либо из этих
школ, то исторически мой монастырь Нечунг Гомпа принадлежит к традиции
ньингма. И все же течение веков мы сохраняли близкие отношения с гелук.
Таким образом, мы практикуем обе традиции: и ньингма, и гелук. Близкие
отношения между нашими школами сохраняются еще с XV века, со времен
Далай-ламы I Гендун Дупа.
Какова в двух словах история оракулов Нечунг?
- Много столетий назад великий йогин Падмасамбхава учредил этот культ в
Тибете. Само божество Нечунг, или Пехар, к которому я имею отношение,
имеет древнюю связь с Монголией. В местности Бхата Хор недалеко от
Кукунора и обитало божество Пехар, пока Падмасамбхава не пригласил его в
Тибет. Поскольку Гуру Падмасамбхава имел связь с бодхисатвой
Авалокитешварой, а в последствии и Далай-ламы стали считаться
воплощениями этого божества, то возникли древние священные узы между
Пехаром и Далай-ламами. Что касается Нечунга, то через Падмасамбхаву мы
сохраняем связь с традицией ньингма. В XVII веке Далай-лама V еще усилил
связь ньингма и гелук, а при Далай-ламе VII влияние гелукпы на
монастырь Нечунг еще более возросло. Мы стали практиковать тантру
Ямантаки и делаем это до сих пор. Связи нашего монастыря с гелукпой
укреплялись и при Далай-ламе XIII. Усиливаются они и сейчас под влиянием
Его Святейшества Далай-ламы XIV. В своем монастыре мы изучаем тексты
гелукпы, работы Дже Цонкапы. Поэтому мы как бы комбинируем обе традиции.
Получается, что Вы, как оракул, имеете древнюю связь с
Монголией. Я также знаю, что вы лично бывали в Монголии. Что вы думаете о
перспективах этой буддийской страны?
- Я всегда считал и считаю, что монгольские народы имеют важнейшее
значение для буддийской религии. Сюда же я включаю и бурят как часть
монгольского мира. До 1959 года мы тибетцы имели свое буддийское
государство, но потеряли свою страну. После крушения социализма Монголия
обрела свободу, в том числе и религиозную. Теперь это независимая и
свободная страна. У нее огромный потенциал, а значит дело религии должны
продолжать монгольские народы. У нас тибетцев в Тибете и Индии таких
возможностей нет. В Тибете у нас нет свободы, в Индии у нас нет
возможностей. Очередь за вами.
Буряты являются народом, разделенным между двумя религиозными
традициями. Более половины бурят исповедуют буддизм в традиции гелук, но
другая очень крупная часть бурят придерживается шаманизма. Между
оракулами и шаманами, несомненно, много общего. Вы способны входить в
контакт с духами и духи могут общаться с людьми с вашей помощью. Как вы
относитесь к шаманизму?
- Прежде всего, следует помнить, что, несмотря на кажущееся сходство,
между шаманами и оракулами существуют очень большие различия.
Действительно и они, и мы способны входить в состояние транса, однако
задача оракула вести верующих буддистов по пути к Просветлению, помогать
им в этом деле. Шаманы же являются лишь посредниками между божествами
местности или умершими предками и людьми. К тому же в шаманские практики
входят различного рода кровавые жертвоприношения, что абсолютно
неприемлемо для оракулов. В этом смысле существует пропасть между
шаманами и оракулами. И об этой разнице следует помнить.
Оракулы – это не шаманы, они бодхисаттвы.
Возможно, вам часто задают этот вопрос. Широко известно, что Его
Святейшество регулярно консультируется с божеством Пехар, которое
нисходит на вас. Это происходит, когда принимаются решения национального
уровня. Как эта традиция согласуется с демократическим устройством
тибетской общины в изгнании?
- Нет, это отнюдь не часто задаваемый вопрос. Напротив, мне такие
вопросы задают редко, как правило, в западных странах. В буддийских
регионах это мало кого интересует. Вы, должно быть, знаете, что Его
Святейшество более не является главой тибетского правительства.
Традиционно он является духовным главой тибетцев. Еще при Далай-ламе V в
XVII веке в Тибете сложилась уникальная система государственного
управления, которая сочетала в себе религиозный и светский принципы.
Именно этот Далай-лама избрал божество Пехар защитником государства. Эта
традиция сохранилась до нынешнего времени, до времени правления
Далай-ламы XIV. В июне 2011 года Его Святейшество приостановил свою
функцию политического главы государства, чтобы соблюсти принцип
демократического правления, и теперь мы избираем себе премьер-министра
прямым демократическим голосованием.
С этого момента Далай-лама более не консультируется со мной по
политическим вопросам. Вместо этого по этим вопросам ко мне обращаются
правительство, премьер-министр и парламент. Да-да, именно так. Не
Далай-лама, а правительство. Да и вообще, даже в прошлом с оракулом
только советовались, его мнение учитывалось, но решения все равно
принимались коллегиально. В целом эта система дошла до наших дней в
неизменности.
Приведу вам пример. Решение национального уровня о принятии концепции
Срединного пути в качестве основополагающего для тибетского
правительства в изгнании принималось в том числе и через обращение ко
мне, точнее к божеству Пехар. Разумеется, эта концепция сначала получила
одобрение со стороны правительства и Далай-ламы, а потому мнение
оракула только укрепило уверенность в правильности решения. Поэтому
институт государственного оракула это только совещательный орган.
Это не первый ваш визит в Бурятию. Вы были здесь в 1989 году, в
другую эпоху и даже в другой стране. Что здесь поменялось, как с тех пор
изменились люди?
- Изменения колоссальные. Я приехал сюда в правление Горбачева. Тогда я
проехал через Москву в Улан-Удэ и далее в Улан-Батор в составе группы
участников АБКМ – Азиатской буддийской конференции за мир. Туда входили
представители из Индии, Непала, Бутана, Таиланда, Бирмы, Шри-Ланки,
Китая, СССР и прочих стран. Помню я тогда в течение 4-5 дней жил в
Иволгинском дацане, встречался с одним из предыдущих Хамбо-лам (Мунко
Цыбиковым – прим. автора), действительно замечательным человеком.
Что мне более всего запомнилось, так это то, что люди выглядели очень
несчастными. Их лица были грустными и печальными. Мне показалось, что
люди всего боялись. Это выражалось в том, что, к примеру, общаясь со
мной в помещении, люди выходили наружу и делали вид, что не знают меня!
Меня поразили милиционеры, которые на улице стояли такие серьезные и
сердитые, а, зайдя ко мне в комнату, совершенно преображались. Они
склонялись в молитвенном поклоне и просили дать благословение от
Далай-ламы. Затем снова выходили наружу и словно надевали свирепую
маску. Мне это казалось и грустным, и смешным одновременно.
Были ли какие-то официальные встречи?
- Да, я как раз хотел об этом рассказать. Нашу тибетскую делегацию
пригласили в правительство Республики. Я помню, нас принимали в каком-то
большом зале. Тогда одним из лидеров в вашем правительстве была женщина
(по всей видимости, речь идет о Лидии Нимаевой, тогда секретаре обкома
КПСС – прим. автора). Так вот, из восьми присутствовавших на встрече лам
я был самым молодым.
И вот эта женщина обращается ко мне с вопросом: «Вы самый молодой член
делегации. И меня интересует, в чем, по-вашему, разница между буддизмом и
коммунизмом?» Я все это очень хорошо помню, как будто это было вчера. Я
ответил ей так:
«Все мы люди, все мы хотим счастья и свободы. Я буддист и я верю в
учение Будды. Вы коммунист и вы верите в учение Ленина. Наши учения
разные, но цель одна – сделать себя и других счастливыми. Но я скажу
вам, что верю в Будду, потому что он видел дальше, чем просто человек.
Помня свои прошлые перерождения, он владел огромным опытом и широким
видением. Не обижайтесь, прошу вас, но у вашего Ленина такого видения не
было. Он написал свое учение исходя из своего опыта в течение одной
жизни».
Когда я закончил, то заметил по ее лицу, что ей совсем не понравились мои слова.
Ваш нынешний визит в нашу страну протекает на фоне сложной
ситуации. Экономика погружается в кризис, против России введены санкции,
у наших границ происходит затяжной конфликт в Украине. Людям становится
в связи с этим все тяжелее. Что бы вы пожелали буддистам Бурятии?
Я считаю, что когда одни страны вмешиваются в дела других, происходит
много ужасных вещей, таких как войны, кризис и тому подобное. Одним из
примеров является, скажем, вмешательство США в дела Ирака. Мы знаем, что
из этого вышло. Этих ошибок нельзя повторять, на них нужно учиться. Все
эти вещи происходят из-за эгоистичной политики государств и политиков. И
это очень печально. Вообще все страдания имеют причиной эгоизм. Что я
могу посоветовать людям в Бурятии? Думайте больше о других, а не о себе.
Воспитывайте в себе сострадание, милосердие и любовь к другим. Делайте
добро для других, и вы обретете многое для себя. У вас все будет:
деньги, развитие, доверие друг к другу. Создавайте атмосферу добра, а
благополучие приложится.
http://asiarussia.ru/buddhism/
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar