lørdag 21. april 2018

Пять скандх в тибетском буддизме.



Пять скандх (кхандх) или «групп привязанности», Паньчаскандхи   — пять составляющих, необходимых для формирования личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Другими словами, совокупность пяти скандх является «Я» индивидуума, в терминологии Юнга — самость
 Будда указывал, что «отождествление пяти скандх с „Я“ и „самостью“» является одним из ложных представлений о личности , и отмечал, что дуккха или страдание происходит вследствие привязанности к пяти скандхам. 

Группы привязанности.

 Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования, и в частности те, которые кажутся невежественному человеку его «эго» или личностью. Следовательно, рождение, старение, смерть и т. д. также входят в эти пять групп, охватывающих в действительности всё мироздание

1. форма, чувства — рупа   — тело, шесть его органов чувств и их объекты — 18 дхату. Форма состоит из четырёх компонентов (махабхута): земли, ветра, огня и воды. Понятие рупа близко к понятию материи в западной философии. 

2.  чистые чувства, ощущения — ведана  без эмоций: речь идёт о действии предметов мира на чувственность, их наличие, перцепции.

Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. 
Восприятие для человека — ощущение созерцаемого

  Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются — их качество пропорционально их интенсивности.

3. восприятия-ощущения, представления — санджня (сання),  речь идёт о детальном, чувственном восприятии, аффективной обработке. Существует шесть классов восприятия: восприятие форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.

4. духовные склонности и воля, также опыт — самскара (санкхара)   — практически все виды умственной деятельности (мнения, мысли, порывы, решения), которые в дополнение к чувству и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. Воля (четана) — источник кармы. Речь идёт об осознанном действии.

 5. сознание-разум, знание, различение — виджняна (виняна)   — то, что объединяет ряд непостоянных и мгновенных состояний сознания. Речь идёт о понимании результатов действия, не омрачённом эмоциями, иначе — о запоминании, накоплении знания.

 Пять скандх являются одной из основополагающих буддийских концепций и важной частью буддийской доктрины в целом. Только через них воспринимается мир (сансара), и ничто не воспринимается не через них. 

 

Благодаря Пяти скандхам возникает привязанность (упадана) и страдания (духкха).
Доктрина описывает одну материальную (рупа) и четыре «умственных» (нама — имя, в данном контексте — идеальное) скандхи, которые передают относительный опыт окружающего мира индивидуума. Нама и рупа изображается на схемах как лодочник (управитель, ум) и лодка.
Двенадцатичленная формула бытия.
На системе мировосприятия через скандхи базируется теория буддийской медитации.
Порядок скандх имеет важное значение, так как более «высокие» скандхи находятся в зависимости от более «низких». Четыре «идеальных» скандхи (нама) рассматриваются как элементарный кармический цикл. Сначала — ведана (ощущение чего-то нового, опознание), потом эмоциональное восприятие опознанного (самджня), сопоставление с имеющимися представлениями. Потом — действие на основании воли и опыта (самскара), и потом — сознание результата, накопление знания (виджняна).
Отдельно рупа (форма) представляет собой каналы восприятия внешнего мира через органы чувств, поэтому рупа отождествляется с материальным.
Система скандх сильно повлияла на К. Г. Юнга, который ввёл в рассмотрение понятие самости из четырёх элементов: чувство, ощущение, мышление и интуиция  . Однако философия Юнга подвергалась критике с буддийских позиций, потому что Юнг опирался на самость (соответствующее Атману или системе скандх в буддизме), а буддийская философия отрицает наличие Атмана.  
Учение об анатмане обусловливает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души, самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия, «подсказываемая» нам скандхами. Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».

Пять скандх в тибетском буддизме.

 

В тибетском буддизме рассматривается пять Дхьяни-будд, представляющих собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды. Точнее, пять Дхьяни-будд соответствуют телу Самбхогакая, свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами. Поэтому их также называют буддами пяти скандх.
  1. Будда Акшобхья соответствует форме (рупа)
  2. Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (ведана)
  3. Будда Амитабха соответствует представлению (самджня)
  4. Будда Амогхасиддхи соответствует воле, опыту (самскара)
  5. Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (виджняна)
Тантрические системы активно работают с пятью скандхами и соответствующими им пятью Дхьяни-Буддами.

 

 

Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar