Наропа (санскрит: Naḍapāda, 956—1040 ) — учитель буддизма, монах, а впоследствии йогин, тантрийский учитель, ученик Тилопы и брат Нигумы, отец-основатель традиции Кагью. Одним из наиболее примечательных его учеников был Марпа.
Однажды, когда он изучал книги, старуха, обладающая тридцатью семью неприятными чертами, появилась перед ним. Будучи воплощением Ваджрадакини, она раскрыла ему бесполезность книжного знания и рассказала, что её «брат» Тилопа мог бы передать ему особое истинное знание. Наропа оставил своё высокое положение в университете, забросил книги и пустился на поиски Учителя.
К Наропе два раза приезжал из Тибета паломник-переводчик Марпа, получивший от него посвящения в глубокие тантры и наставления по Махамудре. Наропа же до конца жизни оставался в Пуллахари, где и умер в возрасте 85 лет. Одно из немногих исторических свидетельств о последнем периоде жизни Наропы принадлежит тибетскому переводчику Нгацо, который, ожидая в монастыре Викрамашила случая встретиться с Атишей, пытался навестить и Наропу в Пуллахари: " Поскольку я пришёл, чтобы повидать Владыку Атишу, всего лишь как простой монах, и поскольку тот на целый год задержался в Магадхе, я подумал, не навестить ли мне Наропу, раз уж он так великославен. Я месяц шёл на юг от Магадхи, и прослышал, что владыка остановился в монастыре, называемом Пуллахари. От возможности увидать его возникала величайшая заслуга. Тем днём, что я прибыл туда, мне сообщили, что некий царевич прибыл к нему для оказания почестей. Я пошёл туда, и увидел огромный воздвигнутый им престол. Я сел прямо напротив него. Толпа начала перешёптываться: "Владыка идёт!" Я взглянул на него: владыка был довольно упитанный, его седые волосы до красноты были умащены хной и увенчаны тюрбаном, крашеным киноварью. Четверо человек несли его паланкин, сам он жевал листья бетеля. Я коснулся его стопы и подумал: "Нужно обязательно послушать, что он изволит провозгласить". Однако люди, напирая всё сильнее и сильнее, оттеснилм меня от его стоп и в конце концов совсем выдавили из толпы. Так что, хотя я и видел лик владыки, но его голоса на самом деле так и не услыхал "
Биография.
Наропа считается одним из основателей линии Кагью, проявил себя как выдающийся учёный и мастер медитации. В соответствии с учением, которое дал ему Тилопа, он развил практическую систему Шесть йог Наропы, дающую ученикам ощутить Просветление. В дальнейшем учителя линии Кармапы особенно ценили и развивали эти практики.
Ранние годы и юность.
Согласно традиции, Наропа родился в царской семье. По другим источникам,
он родился в семье виноторговца. В возрасте восьми лет он испросил
разрешения отправиться в Кашмир,
чтобы углубить там своё образование. Он учился там у самых выдающихся
наставников искусствам, наукам, грамматике, риторике и логике. Затем он
вернулся к родителям и женился на молодой брахманке Вималадипи; они
прожили вместе восемь лет, и за это время она стала его ученицей. Однако
он попросил расторжения брака, чтобы иметь возможность продолжить свою
учёбу в Кашмире. Он был принят послушником, проучился три года и стал
известен своей эрудицией и замечательными способностями.
Монашество в Наланде.
В двадцать восемь лет Наропа уехал из Кашмира в Пуллахари. Он поступил в университет Наланда, которым руководили тогда четыре великих буддийских учителя. После кончины одного из них он был избран на освободившийся пост и, получив имя Абхаякирти, стал одним из настоятелей Наланды — «Стражем северных врат». Слава его распространилась широко и имела следствием многочисленные обращения в буддизм. В Наланде он преподавал восемь лет.
Однажды, когда он изучал книги, старуха, обладающая тридцатью семью неприятными чертами, появилась перед ним. Будучи воплощением Ваджрадакини, она раскрыла ему бесполезность книжного знания и рассказала, что её «брат» Тилопа мог бы передать ему особое истинное знание. Наропа оставил своё высокое положение в университете, забросил книги и пустился на поиски Учителя.
Ученичество у Тилопы
Тилопа подверг его двенадцати тяжёлым испытаниям, каждое из которых завершалось передачей важного поучения. Всего Наропа пробыл под учительством Тилопы около двадцати лет.К Наропе два раза приезжал из Тибета паломник-переводчик Марпа, получивший от него посвящения в глубокие тантры и наставления по Махамудре. Наропа же до конца жизни оставался в Пуллахари, где и умер в возрасте 85 лет. Одно из немногих исторических свидетельств о последнем периоде жизни Наропы принадлежит тибетскому переводчику Нгацо, который, ожидая в монастыре Викрамашила случая встретиться с Атишей, пытался навестить и Наропу в Пуллахари: " Поскольку я пришёл, чтобы повидать Владыку Атишу, всего лишь как простой монах, и поскольку тот на целый год задержался в Магадхе, я подумал, не навестить ли мне Наропу, раз уж он так великославен. Я месяц шёл на юг от Магадхи, и прослышал, что владыка остановился в монастыре, называемом Пуллахари. От возможности увидать его возникала величайшая заслуга. Тем днём, что я прибыл туда, мне сообщили, что некий царевич прибыл к нему для оказания почестей. Я пошёл туда, и увидел огромный воздвигнутый им престол. Я сел прямо напротив него. Толпа начала перешёптываться: "Владыка идёт!" Я взглянул на него: владыка был довольно упитанный, его седые волосы до красноты были умащены хной и увенчаны тюрбаном, крашеным киноварью. Четверо человек несли его паланкин, сам он жевал листья бетеля. Я коснулся его стопы и подумал: "Нужно обязательно послушать, что он изволит провозгласить". Однако люди, напирая всё сильнее и сильнее, оттеснилм меня от его стоп и в конце концов совсем выдавили из толпы. Так что, хотя я и видел лик владыки, но его голоса на самом деле так и не услыхал "
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar