torsdag 28. juni 2018

Религиозные воззрения Морихея Уэсибы. «Учение о Великой основе» — Омото-кё, которое немногим отличалось от классического синтоизма.

Религиозные воззрения Морихея Уэсибы в становлении айкидо Айкикай.

Введение
Актуальность. С именем Морихея Уэсибы связано много легенд, и для одних он является великим мастером боевых искусств, а для других духовным учителем и мистиком. Многие восхищаются созданной им системой единоборств, названной айкидо Айкикай (далее айкидо). Но мало кто знает о том, что становление айкидо связано с деятельностью не только различных школ бу-дзюцу (боевых искусств), но и с традиционной для Японии религией — синтоизмом. В данной работе мы рассмотрим преемственность учения Морихея Уэсибы от религиозной секты Омото-кё.
Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса. Данная методология позволяет проследить взаимосвязь и степень влияния Омото-кё, на религиозные воззрения Уэсибы в формировании айкидо.
Степень научной разработанности. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается малоизученной. На русском языке исследований, имеющих степень научной разработанности в данном вопросе, не существует. Из переведенных работ можно выделить работу ? описывающего принципы айкидо и биографию Морихея Уэсибы написанную ?.
Цель: данной работы является, рассмотрение религиозно-философских концепций, повлиявших на формирование айкидо.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
исследование истории возникновения и развития айкидо;
выявление религиозного фактора формирования айкидо;
анализ основных религиозно-философских концепций айкидо.
Объект и предмет: Объектом исследования является айкидо, а предметом религиозно-философские основания айкидо.
В исследовании мы применили методологиюгерменевтического анализа текстов Морихея Уэсибы и историко-философского анализа развития учения айкидо, позволяющую проследить взаимосвязь айкидо с религиозной сектой Омото-кё. В работе были также применены методы: анализа, синтеза и исторической реконструкции.
Новизна и практическая значимость:
На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, посвященных данному вопросу. Все работы, которые имеются, являются либо критикой со стороны представителей других единоборств, либо работами последователей самого Морихея Уэсибы. Кроме того, религиоведческий взгляд ранее не применялся в области изучения айкидо.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы:
В первой главе мы рассмотрим историю возникновения и развития айкидо.
Во второй главе мы будем рассматривать религиозный фактор, участвующий в формировании айкидо.
Третья глава посвящена рассмотрению основным религиозно-философским концепциям айкидо.
Глава 1: История возникновения и развития айкидо
Биографию основателя айкидо можно назвать, пожалуй, классическим жизнеописанием мастера боевых искусств Японии. И жизненный путь Уэсибы превратился в традиционное описание японского эпического героя. Его образ заключает в себе всё, что ценит душа современного японца: физически слабый в детстве, и непобедимый в зрелости, патриот, безжалостный к врагам Японии, участник войны, религиозный философ и мистик.
Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 г. и, следовательно, принадлежал к когорте «детей эпохи императора Мейдзи». В чем-то биография Уэсибы схожа с жизнью основателя дзюдо, Дзигаро Кано. Так же как и Кано, Уэсиба принадлежал к некогда знатному, но полностью разорившемуся самурайскому роду. Его прадед служил в личной гвардии сёгуна (военный правитель государства). Отец будущего основателя айкидо долгое время был профессиональным инструктором боевых искусств и даже обучал личную гвардию даймё (высшего военного сословия) из провинции Кии. Его положение было весьма прочным, а место — доходным, но реставрация императора Мейдзи, лишившая самураев их статуса, полностью разорила и семью Уэсибы. Древний род пришел в упадок. Единственное, что смог оставить отец Морихея, - самурайскую гордость и понятие воинской чести. Получив хорошее воспитание, приобретя тягу к классической поэзии и живописи, Морихей к несчастью для него, был беден.
В классической биографии Уэсибы рассказывается, что юный Морихей был чрезвычайно слаб и болезнен. Нередко он подвергался насмешкам сверстников, а иногда его просто сильно колотили. Родители отдали его сначала в школу сумо (национальной борьбы), а затем и плавания, которое в то время считалось самурайским искусством. Плавать Уэсиба научился быстро, а вот сумо оказалось непосильным для него. Естественно, не все школы сумо воспитывали таких гигантов, каких мы видим сегодня, но даже минимальный вес борца в 70кг долгое время оказывался недостижимым для субтильного Уэсибы.
В 1901 г. восемнадцатилетний Уэсиба приезжает в Токио, и пробует себя в различных видах бизнеса и открывает своё торговое дело. Но, похоже, что некая детская обида продолжает жить в нём, Уэсиба всё больше времени посвящает себя занятиям будо. Ещё в Вакаяме он приобщился к дзю-дзюцу (традиционному рукопашному бою), считая, что человеку с его телосложением легче будет добиться успеха именно в этом направление, нежели в сумо. Уэсиба оказался прав: успехи его были столь значительны, что заставляли удивляться даже его учителей. Морихей стал быстро набирать мышечную массу, и вскоре при росте 155 см. он весил уже 74 кг. Теперь это был уже не щуплый юноша, но невысокий атлет с могучим торсом.
Дела в бизнесе у Уэсибы шли неплохо, радовался он и своим успехам в боевых искусствах, но тут он неожиданно и серьезно заболел. Фактически его лечащий врач считал, что Уэсиба находится при смерти, и, возможно лишь прекрасная физическая подготовка позволила ему вернуться к жизни. Из-за своего ослабленного состояния дела в своей торговой конторе он совсем запустил и как предприниматель Уэсиба потерпел крах. Болезнь и банкротство заставили его вернуться в родительское гнездо в Вакаяме.
Там его здоровье быстро восстанавливается; Уэсиба вновь полон сил и энергии, но Токио со своими жесткими законами не очень привлекают его. В бизнес возвращаться ему не хотелось, и тут Морихея овладевает новая идея, которую разделяли многие бывшие самураи. Место воина в армии, решает Уэсиба. Там он вскоре становится инструктором рукопашного боя, а затем с большим энтузиазмом участвует в русско-японской войне. Первые навыки реального боя будущий создатель айкидо оттачивал именно на русских, а судя по тому, что он выжил и даже был награждён за отвагу, делал это Уэсиба весьма неплохо.
Домой он возвращается со славой, но его подстерегает новая болезнь, на этот раз энцефалит. Вновь Уэсиба сражается один на один со смертью и выходит победителем, но испытание не проходит даром – что-то изменилось в его душе. Теперь он не ищет новые приёмы. Теперь Уэсибу влечет другое —неизведанная глубина в самом человеке, та, что порой открывается нам в процессе занятий боевыми искусствами. Занятия дзю-дзюцу стали для Уэсибы не просто изучением приёмов, но мучительным поиском откровения, отклика Пути внутри себя. Циркуляция потоков внутренней энергии «ки», методы её концентрации и управления — вот что теперь интересует Уэсибу.
В поисках духовного откровения Уэсиба приходит к старому наставнику дзю-дзюцу Такаги Киэти, который позже познакомит его с Таэда Сокаку— великим учителем школы Дайто-рю айки-дзюцу. Именно эта встреча и стала переломным моментом в жизни Уэсибы. Он обрёл не столько учителя, сколько идею — идею гармонии мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств.
Именно здесь Уэсиба знакомится с мистическим понятием «айки», которое позже стало основой его собственной системы боевых искусств. Практически всю теорию будущего айкидо, равно как и его название, Уэсиба выносит из школы Дайто-рю, которая поразила его. С такой гармоничной теорией сочетания духовного и практического ему пришлось столкнуться впервые.
Форма проведения приемов всегда выражает некую внутреннюю сущность системы единоборства. Если рассматривать боевые искусства Японии, то на примере прямолинейных, резких движений каратэ-до видно, что они носят явно агрессивный характер, а приемы дзюдо или айкидо воплощают переход податливости и мягкости во всесокрушающую силу. Истинный боец обучается не столько приемам, сколько их внутренней сущности; а следовательно, и его характер может измениться под воздействием того стиля боевых искусств, которому он отдает долгие годы. Он может стать прямолинейным, напористым и агрессивным, может приобрести хитрость и уступчивость, из которой возникает скрытая атака, а может и научиться мягко, ускользать от любого столкновения, побеждая противника не за счет своей силы, но именно за счет агрессивного напора.

Лишь в одной школе Уэсиба встретил тот арсенал приёмов, который кажется, искал всю жизнь. Некогда полузакрытая школа Дайто-рю, в ту пору раскинула свои филиалы почти по всей Японии и широко принимала всех желающих. Но по-прежнему над этой школой витал дух таинственности. Именно из Дайто-рю айки-бу-дзюцу и вышло айкидо.

Что же оно собой представляло? Прежде всего, многими своими чертами, например бросками по круговой траектории и заломами лучезапястных суставов противника, Дайто-рю напоминает современное айкидо, но значительно жестче. Так как считалось, что ни один элемент не должен носить показной характер, чего, по мнению некоторых в изобилии сейчас в айкидо. Школа айки-дзюцу была престижной, но полузакрытой, только для самураев. Уэсиба уже не застал чисто традиционного обучения, когда учитель передавал воспитаннику учение «от сердца к сердцу». Теперь всё было по-другому. Уэсиба вынужден был платить за каждый приём, по 300-500 иен, выполняя ещё и домашнюю работу в доме учителя. А обучался он около пяти лет. Правда, из пяти этих лет собственно занятиями было посвящено чуть более трёх месяцев. Сам Уэсиба неоднократно упоминал этот факт, то ли как свидетельство своих уникальных способностей, то ли как скрытый упрёк своему учителю, далёко не лишенному корысти.
Обучение айки-дзюцу было строго кодифицировано и строилось по «кустовому методу». В основе такого «куста» лежал простейший приём —фактически базовый принцип, который более усложнялся. Ценилась не только прикладная значимость приёма, но и его красота, изящество, даже замысловатость. Базовые приёмы неимоверно разрастались, переходя в чисто показные элементы. Уэсиба в таком будо нашел именно то, что его волновало: и красивую технику, и философские рассуждения о гармонии в мире, и методы управления «ки». Чисто боевые аспекты дзю-дзюцу теперь его мало интересовали.
В 1916 г., в возрасте 33 лет Уэсиба покидает школу айки-дзюцу с дипломом от мастера Такэды Сокаку и, возвратившись в Вакаяму, встречает своего будущего духовного наставника, синтоиста Дэгути Онисабуро, лидера секты Омото-кё. Встреча с ним предрешила всю дальнейшею жизнь будущего создателя айкидо. Уэсиба уже подошел к той грани, когда чисто боевые аспекты будо перестали удовлетворять его. Он искал истину, стремился заглянуть в самую суть человека — война. Уэсиба не раз слышал истории о великих самураях, которые, достигнув уникального мастерства, удалялись от людей в горы и там достигали просветления.
Морихей чувствовал, что что-то начало приоткрываться во время его обучения айки-дзюцу у Такэды Сокаку. Сам принцип достижения гармонии «ки» в процессе отработки приёмов был ему близок и понятен и понимал, что это его путь. Но безусловная коммерциализация школы мешала ему. Его душе требовался настоящий учитель, духовный, передающий Истину, а не приёмы.
О существовании Дэгути Онисабуро, Уэсибе поведал один из его товарищей. В то время Онисабуро только начал преподавание в горном местности Аябэ, вблизи от города Киото. Он проповедовал некое «Учение о Великой основе» — Омото-кё, которое немногим отличалось от классического синтоизма. Вместе со своим новым учителем и ещё несколькими последователями, Уэсиба проводит в Аябэ в медитациях и духовных беседах около четырёх лет.
Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль и стала основной в идеологии айкидо.
В 1922 г. Морихей объявляет об открытии собственной школы, которую он тогда ещё традиционно именовал айки-бу-дзюцу. Для этого, по существующей традиции, он получил разрешение у своего наставника Такэды Сокаку. Но без ведома последнего, начал трансформацию технического арсенала Дайто-рю, что в свою очередь, конечно же являлось нарушением неписаного кодекса чести. Весь арсенал будущего айкидо был направлен именно на защиту, а не нападение; практически все приёмы можно было применить лишь тогда, когда противник напал первым. Удары рассматривались лишь в качестве вспомогательных элементов. А после бросков обычно следовал залом руки в лучезапястном, локтевом или плечевом суставах. В результате чего противник не мог продолжать бой, но никакой травмы при этом не получал. Так, постепенно начал прослеживаться принцип гуманности в айкидо.
Находясь под контролем своего духовного отца, Уэсиба в 1934 г, вместе с Дэгути отправляется в Маньчжурию с целью создания там отделения секты Омото-кё. Миссионеры развернули весьма активную деятельность, но несмотря на их старания и, в связи со сложившейся политической обстановкой на территории Маньчжурии, они были вынуждены в скором времени вернуться в Японию. Лично для Морихея это путешествие открыли новый этап в его организационной деятельности, и он попадает в высшие военные и правительственные круги. Тем самым ему открылся путь вверх по иерархической лестнице государственных структур. И Уэсиба смог воспользоваться уникальной возможностью для пропаганды своих религиозных идей и собственной боевой системы.
В 1939 г. Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо. Располагалась она при небольшом синтоистском храме Ивами, который в наше время превратился в религиозный, духовный и боевой центр айкидо. А спустя два года резко расширяет самостоятельное преподавание боевых искусств и меняет традиционное название айки-будо на айкидо. Обретя, после смерти своего учителя Такэды полную самостоятельность, Уэсиба пользовался огромной популярностью среди мастеров боевых искусств, полиции и армии. Но постепенно такие занятия перестали его удовлетворять и, оставив преподавание в военных и полицейских организациях, Уэсиба занялся только своими учениками и религиозной практикой.
Находясь в постоянных духовных поисках, Уэсибу периодически посещает сатори (просветление). Из религиозной практики синтоистов видно, что далеко не всегда пришедшее озарение бывает окончательным. Оно могло оказаться и одномоментным, но опыт этого переживания сохраняется на всю жизнь. Либо как в случае с основателем айкидо, возникать неоднократно и с возрастающей силой. В частности Морихею Уэсибе по его словам, посчастливилось пережить такой мистический опыт трижды. После одного из такого сатори, Уэсиба добровольно вместе с небольшой группой близких учеников, удаляется в горы и селится в маленькой деревушке префектуры Ибараки. Где проводят несколько лет в тренировках, медитациях, сложных ритуалах общениях с духами и длительных церемониалах. Можно сказать, айкидо в ту пору, существовало только в качестве закрытой мистической секты.
Из своего добровольного заточения в горах Уэсиба выходит лишь после окончания второй мировой войны, переселяясь с ближайшими учениками в Токио. Он решает, что его цель объяснить людям духовную истину айкидо, причем не, только японцам, но и всему миру. Уэсиба ощущает себя проповедником, духовным наставником, который посредством боевых искусств учит людей гармонии и разъясняет им суетность этого мира.
В том айкидо, которое создавал Уэсиба, существовало немало ритуалов поклонения духам, сложных синтоистских обрядов и мистерий. Но основатель айкидо прекрасно понимал, что чисто духовная, полузакрытая сектантская проповедь уже не устроит современных японцев, всё больше контактирующих с западной цивилизацией. И Уэсиба создаёт первый массовый клуб айкидо, который открывает свои двери для всех желающих. А вскоре, в 1948 г., создаёт и ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е гг. В июле многие высшие награды японского фестиваля боевых искусств завоевали представители не каратэ, как ожидали многие, а айкидо. Открылось много университетских клубов, принявших тысячи студентов и простых слушателей.
Сам Уэсиба держался особняком от мирских дел, и фактическое руководство доверил своему сыну Кисэмару Уэсибе. Единственное, чего требовал Морихей, — сохранения строгой иерархии и соподчинения, что в принципе сохраняется и до сих пор. Во всём мире официальные национальные организации айкидо существуют исключительно как филиалы Айкикая и создаются с его согласия. Остальные, либо считаются «неофициальными» и стоящими вне истинной традиции айкидо, либо являются создателями собственных стилей, но с разрешения Айкикая.
Последний период своей жизни Уэсиба провел, в префектуре Ибараки, где им был построен синтоистский храм айки. И где со слов своих учеников, в конце жизни Уэсиба активно общался с духами, считая, что они принимают участие в создании айкидо. Основатель айкидо ушел из жизни 26 апреля 1969 г., но его последователи считают, что он превратился в одного из духов — хранителей или по другому, ками.


               Дэгути Онисабуро                                           Такэда, Сокаку

                                                                                  

Итак, несложно сделать вывод: Уэсиба основал не столько школу боевых искусств, сколько религиозную секту, а точнее — продолжил традицию Омото-кё. Не случайно его ученики вспоминают, что все лекции Уэсиба базировались на классических текстах Омото-кё. Сам же его образ как носителя «Истинного будо» канонизировался еще при жизни. И Морихей Уэсиба превратился в живое воплощение айкидо, точнее — его мистического аспекта.

Курсовая работа
Выполнил студент 1 курса, группы 3561 Иванов Алексей Петрович
 «Омский государственный университет»
Омск 2001

http://www.km.ru/referats


Ingen kommentarer:

Legg inn en kommentar