Каллиграфия в дзэн-буддизме является и средством медитации, и путём
познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в
каждом случае - это образец высшей искренности и самоотдачи,
гармоничной экспрессии и безыскусности. Не случайно термин «бокусэки»
(«след туши»), как называли в Японии каллиграфию, с XV века использовали
преимущественно по отношению к дзэнскому направлению.
Восприятие каллиграфии требует определённого уровня интеллектуальной и духовной культуры - необходимо не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано.
http://www.rarebook-spb.ru
Япо́нская каллигра́фия — одна из форм каллиграфии, возникшая на основе китайской каллиграфии.
Трудно найти на книжном рынке Европы, Америки, Азии и Австралии более
известную книгу просветительского жанра, которая выдержала бы за
последние полстолетия столько переизданий, Дайсэцу Тэйтаро Судзуки,
прославленный будд о лог, культуролог и философ, вошел в историю XX века
как первооткрыватель Дзэн для интеллигенции Запада, как вдумчивый
исследователь дзэнской литературы, живописи, икебаны, чайной церемонии.
От издателя.
Дух дзэн.
Предварительные заметки, необходимые для понимания дзэн.
Общие рассуждения о японском искусстве.
Дзэн и самураи.
Дзэн и искусство меча.
Такуан.
«О непоколебимом духе разуме».
Дзэн и конфуцианство.
Дзэн и культ чая.
Такуан о чайной церемонии.
Рикю и другие мастера чайной церемонии.
Дзэн-буддизм и любовь японцев к природе.
Человек как часть природы.
Жизнь «в простоте».
Поэзия цветов, птиц, ветра и луны.
Приложение.
Дух дзэн в японской поэзии.
Восприятие каллиграфии требует определённого уровня интеллектуальной и духовной культуры - необходимо не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано.
http://www.rarebook-spb.ru
Япо́нская каллигра́фия — одна из форм каллиграфии, возникшая на основе китайской каллиграфии.
История.
Каллиграфия пришла в Японию из Китая. С середины II тысячелетия до н. э. в древнекитайские пиктограммы
постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания. К
началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы
с квадратообразной формой. Они слагалась из комбинаций линий, штрихов и
точек и со временем оформилось несколько стилевых направлений: устав
(полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись.
Дальневосточная каллиграфия является одним из ведущих видов искусства. Идеограммы
обозначают целые понятия и обладают глубоким философским смыслом. Такая
форма фиксации информации способствует формированию
структурно-образного восприятия людей. Важно не просто понять
написанное, но и увидеть и почувствовать, как написано.
Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке. На базе китайских стилей японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи. Эти стили использовались для создания афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури.
Pазличие между китайской и японской каллиграфией :
«В китайской каллиграфии главное — это энергия,
внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью
бумаги… В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила
кисти-мазка, в её языке главное — не осязание, не проникновение, а жест,
танец».
Дзэн-буддизм.
Искусство японской каллиграфии требует максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения. Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. В дзэн она является и средством медитации, путём познания и своего рода учебным пособием. С XV века термин «бокусэки» («след туши»), которым называли всю японскую каллиграфию, использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению.
Современная каллиграфия.
Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции,
создавая и развивая на их основе новые направления. В 1948 г. была
создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии. Она и по сей день
является одним из ведущих объединений в области каллиграфии. Ежегодно
данная организация устраивает выставки, демонстрируя копии старинных
образцов, работы современных мастеров широкого круга, а также
осуществляя показ произведений каллиграфов высшего класса. Одним из
направлений «поиска новых изобразительных решений» ассоциации являются
укрупненные и обобщенные образы, написанные в динамичной манере. Это
оригинальное направление, а также принцип артистической «игры кистью и
тушью» стали характерной особенностью японской каллиграфии XX века. В начале 1950-х годов появилось абстрактное
направление каллиграфии. Иероглифы, написанные в этом стиле,
практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс
экспрессивной импровизации.
Абстрактная каллиграфия более открыто и непосредственно доносит до
зрителя мысли, чувства и настроение автора, сохраняя при этом
традиционную культуру владения кистью ("фудэ" яп. 筆) и тушью ("сумиэ" яп. 墨絵).
Судзуки Д.Т. Дзен-буддизм в японской культуре.
Трудно найти на книжном рынке Европы, Америки, Азии и Австралии более
известную книгу просветительского жанра, которая выдержала бы за
последние полстолетия столько переизданий, Дайсэцу Тэйтаро Судзуки,
прославленный будд о лог, культуролог и философ, вошел в историю XX века
как первооткрыватель Дзэн для интеллигенции Запада, как вдумчивый
исследователь дзэнской литературы, живописи, икебаны, чайной церемонии.
Публикуемую
работу отличает удивительное проникновение в суть японской этики и
эстетики. По сей день эта книга остается откровением для каждого, кто
ставит перед собой цель приобщиться к основам дальневосточной
цивилизации.
От издателя.Дух дзэн.
Предварительные заметки, необходимые для понимания дзэн.
Общие рассуждения о японском искусстве.
Дзэн и самураи.
Дзэн и искусство меча.
Такуан.
«О непоколебимом духе разуме».
Дзэн и конфуцианство.
Дзэн и культ чая.
Такуан о чайной церемонии.
Рикю и другие мастера чайной церемонии.
Дзэн-буддизм и любовь японцев к природе.
Человек как часть природы.
Жизнь «в простоте».
Поэзия цветов, птиц, ветра и луны.
Приложение.
Дух дзэн в японской поэзии.
Путь Дзэн
Автор: Алан Уотс
"Путь
Дзэн" - первая из серии издаваемых "Софией" книг Алана Уотса, одного из
крупнейших в мире исследователей восточных религий. Его книги известны и
любимы во всем мире . "Путь Дзэн" - одна
из лучших книг о Дзэн-буддизме. "В основе подхода Дзэн существует
сильное и абсолютно несентиментальное сострадание к человеческим
существам. Это способ обратить наш ум внутрь себя, преобразовать и
решить самые тягостные проблемы..."
Путь дзэн. Истоки, принципы, практика
Автор: Алан Уотс
Эта
книга по праву причисляется к классике литературы о дзэн-буддизме. Алан
Уотс, известный современный философ и исследователь Востока,
рассказывает о происхождении и истории дзэн, о связях дзэн с индуизмом и
даосизмом, об основах дзэнского мировоззрения, о важнейших учителях,
школах, писаниях и практиках этой живой традиции. Особое внимание
уделяется проявлению дзэн в культуре и повседневной жизни Японии. После
Уотса было написано множество книг о дзэн, но мало кому из авторов
удавалось достичь того редкого сочетания информативности и ясности
изложения, которое делает "Путь дзэн" бестселлером уже почти шестьдесят
лет.
Ingen kommentarer:
Legg inn en kommentar